Культура педагогического общения.
Культура в педагогической деятельности.
Педагогическая культура — высшая степень соответствия развитости личности и профессиональной подготовленности педагога к специфике педагогической деятельности.
Профессионально-педагогическая культура педагога выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне.
Для понимания сущности профессионально-педагогической культуры необходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности:
|
|
- профессионально-педагогическая культура — это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования;
- профессионально-педагогическая культура представляет собой интериоризированную общую культуру и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности;
- профессионально-педагогическая культура — это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей;
- единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность;
- особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры педагога обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности.
Учет указанных методологических оснований дает возможность обосновать модель профессионально-педагогической культуры, составляющими компонентами которой являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Осваивая ценности педагогической культуры, педагог способен преобразовывать, интерпретировать их, что определяется как его личностными особенностями, так и характером его педагогической деятельности. Именно в педагогической деятельности обнаруживаются и разрешаются противоречия творческой самореализации личности, кардинальное противоречие между накопленным обществом педагогическим опытом и конкретными формами его индивидуально-творческого присвоения и развития, противоречие между уровнем развития сил и способностей личности и самоотрицанием, преодолением этого развития и др. Таким образом, педагогическое творчество- это вид жизнедеятельности человека, универсальной характеристикой которого является педагогическая культура. Педагогическое творчество требует от педагога адекватной потребности, особых способностей, индивидуальной свободы, самостоятельности и ответственности.
|
|
Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей педагога. В педагогических ценностях личность опредмечивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности.
Убеждение и внушение в педагогическом процессе.
Убеждение– это способ педагогического воздействия, при кот педагог обращается к сознанию, к чувствам и опыту детей с целью формирования у них осознанного отношения к окружающей действительности.
Цель убеждения: научить ученика мыслить и действовать, разбираться в совершенных ошибках. Методы убеждающего воздействия: рассказ, разъяснение, доказательство, беседа, лекция, пример. Содержание и форма учителя должны соответствовать уровню развития, учитывать индивид особенности человека,
Учитель должен быть тактичным и максимально доказательным, оно должно содержать конкретные факты и выводы.
Внушение – это одно из средств взаимовлияния людей в их общении и деятельности.
Внушение.
Оказывает влияние на внутреннее состояние человека незаметно. Педагогическое Внушение – это целенаправленное воздействие педагога, адресованное к неосознаваемой сфере психики воспитуемого, т.е. при пониженной критичности его сознания и порождающее его стремление активно совершенствовать свои морально-волевые качества.
Механизмы Внушения.:
1)в бодрствующем состоянии
2)состояние релаксации
3)гипноз
4)состояние естественного сна.
Виды внушения:
1. Непреднамеренное. Это влияние всей окружающей обстановки на эмоциональную сферу человека, протекает непроизвольно. Влияние могут оказать цвет стен, тон разговора.
2.Преднамеренное
3.Положительное
4.Отрицательное по способу воздействия: прямое (приказ, повеление, указание, запрещение, распоряжение), косвенное(рассказ, описания случая, намек, косвенное одобрение, осуждение, шутка).
Общее в Убеждении. и Внушении.:
Инструмент воздействия –слово.
Преодоление психических барьеров. Различия:
Убеждение обращено к сознанию, цель-формировать мировоззрение, внушение обращено к неосознанному, цель-повлиять на эмоциональное состояние и сформировать установку на моральное поведение.
Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, шесть групп способов (методов) воздействия на личность:
1. убеждение;
2. внушение и заражение, "личный пример" и подражание;
3. упражнения и приучения;
4. обучение;
5. стимулирование;
6. контроль и оценка.
Основными формами косвенного внушения являются: намек, внушающее косвенное одобрение, внушающее косвенное осуждение. Ценность этих форм педагогического влияния заключается в том, что они не встречают внутреннего сопротивления школьника.