Лидерство в управлении организацией. Лидер и менеджер

 

Лидерство – это управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей.

Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними, прежде всего, использует и полагается на должностную основу власти и ее источники. Лидерство же, как специфический тип отношений управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии от управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Современный лидер обладает следующими качествами.

1. Видение. Настоящий лидер должен уметь смотреть вперёд.

2. Мотивация. Лидер должен уметь стимулировать себя и свою команду.

3. Распознавание слабых сигналов (чувствительность).

4. Гибкость в поведении. К каждому человеку должен быть свой подход.

Существует три основных подхода к теории лидерства.

Согласно личностной теории лучшие из лидеров обладают определен­ным набором общих для всех личных качеств - высокой энергетикой, умением логически мыслить и аргументировать свою позицию, целеу­стремленностью, настойчивостью, впечатляющей внешностью, уверен­ностью в правоте своих идей.

Согласно поведенческому подходу особенности управленческого общения руководителей и подчиненных носит приоритетный характер. Содержание стиля определяется отношением и поведением руководителя относительно подчиненных. Данный подход положен в основу наиболее известной классификации стилей на авторитарный, демократический и либеральный.

Согласно ситуационному подходу для эффективного руковод­ства решающую роль могут сыграть дополнительные (ситуационные) факторы - потребности и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия среды, а также имеющуюся у руководителя информацию.

Простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов:

1. Деловое лидерство. Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет и т.п.

2. Эмоциональное лидерство. Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения.

3. Ситуативное лидерство. По своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: