Конспект урока
Литературное чтение, 3 класс, 1 урок
Элетронная версия https://resh.edu.ru/subject/lesson/5188/main/196451/
Михаил Михайлович Зощенко «Великие путешественники»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
1. Смысл названия рассказа.
2. Особенности юмористического рассказа.
Тезаурус (общий смысл) по теме
Жанровые особенности юмористического рассказа, путешествие.
Ключевые слова
Человеческие пороки в юмористическом рассказе. Краткость, проблематичность, основная мысль. Лексические особенности рассказа.
Обозначение ожидаемых результатов.
На уроке повторим отличительные особенности юмористического рассказа, познакомимся с произведением М.Зощенко «Великие путешественники».
Основное содержание урока
Вы любите путешествовать?
А что такое путешествие? Давайте узнаем, какое определение этому слову дается в словаре Ожегова: «Поездка или передвижение пешком по дальним странам или местностям». Сегодня мы отправимся в путешествие с героями рассказа Михаила Зощенко «Великие путешественники» Это произведение относится к жанру юмористических рассказов.
|
|
Юмористический рассказ всегда затрагивает какую-либо проблему, автор высмеивает тот или иной человеческий порок, заставляя читателя задуматься и присмотреться к окружающим, да и к себе самому.
В основе юмористического рассказа, несмотря на всю его шуточность, лежит что-то серьезное, скрывающееся под забавной маской, это и есть мораль рассказа, если вчитаться и призадуматься, то вы ее обязательно найдете.
Слова – синонимы. Подберите слова-синонимы к слову «путешествие».
1Приключение 2Подготовка 3Поход 4Снаряжение 5Открытки 6Находки 7Путь 8Дорога
Прочитайте рассказ.
Вам понравился рассказ?
Он, действительно очень увлекательный, интересный, забавный и смешной. Что же рассмешило вас в рассказе?
Маленькие дети отправились в путешествие, где с ними произошли веселые приключения. Главные герои – Стёпка, Минька и Лёля. Каждый из них по – своему забавен и наивен: Минька был самый маленький, Леля приняла сухую ветку под головой за змею, а Стёпка узнал, что земля круглая и решил это проверить. Автор нарочно заставляет героев, попадать в смешные ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью и необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым.
А почему ребята попадали в такие смешные истории?
Им, просто, не хватало знаний и жизненного опыта: ведь они не продумали маршрут, набрали много ненужных вещей: карандаши, скакалку, много лишней посуды, подушку от тахты, два одеяла, три рогатки, сачок для ловли тропических бабочек, взяли с собой три рубля на покупку семечек и конфет. Дети совсем не имели представления о путешествии. Они даже компас не взяли с собой. Как же они тогда определяли направление путешествия? Очень забавным способом. Стёпка, когда отдыхал и когда ложился спать, протягивал ноги в том направлении, в каком надо было идти. Они не взяли с собой аптечку, поэтому, когда Миньку укусила оса, прикладывали к больному месту сырую землю. Ночью они не смогли разжечь костер, не найдя на небе солнца. Наши герои оказались так себе путешественниками.
|
|
Домашнее задание:
В тетради запиши дату (06.04), автора, название произведения. Выполни задание записывая только числа, в кроссворде напиши ответы словами.
1)Вещи, необходимые для похода. Выберите вещи, которые необходимо брать в поход:
1. Спички 2. Сачок 3. Атлас с картами 4. Компас 5. Палатка 6. Аптечка 7. Игрушки 8. Книга 9. Сковорода 10. Фонарик
Особенности юмористического рассказа. Выберите карточку с правильно подобранными особенностями юмористического рассказа. Напишите её порядковый номер.
1 · Небольшой объём · Ограниченное число действующих лиц · Повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор. · Динамичность · Кратковременность событий |
2 · Небольшой объём · Человеческие пороки · Ограниченное число действующих лиц · Повествование ведётся от одного лица. · Юмор. · Кратковременность событий · Ирония |