Глава 1. Специфика философского знания. Философия и конкретные науки

п. 1 Проблема природы философского знания: даёт ли философия новое, ранее неизвестное знание, занимается ли она исследованием?

1. Какое знание мы называем обыденным, житейским?

Знание, полученное познанием в ходе практики.

2. Какой момент можно назвать временем появления науки?

Наука есть целенаправленное, систематическое познание, или исследование.

Время, когда добывание знания стало особым видом деятельности, становится моментом рождения науки.

3. Как формируется научная теория?

Единичные факты – единичные суждения – общие суждения – выдвижение гипотезы – проверка гипотезы единичными фактами – формулирование теории. Практика – проверка теории и критерий истины.

4. Чем по существу является открытие в науке?

Ответ на поставленный в науке вопрос, разрешение проблемы.

5. В чём отличие науки от естествознания?

У философии нет собственного эмпирического базиса, она не занимается сбором единичных фактов.

6. Является ли одно размышление без эмпирического базиса основанием, чтобы называть философию наукой? Объясните.

Да, поскольку в естествознании ядром «научности» является то же размышление. Науки нет без теории, а теория – результат размышления. Существуют естествоиспытатели, которые занимаются лишь размышлением., например, Макс Планк – физик-теоретик.

7. Всякое ли размышление является исследованием?

Нет, исследование является только такое размышление, которое приводит к созданию теории, несущей истину. Поскольку эмпирического базиса нет, наблюдением и экспериментом результаты размышления в философии не проверяемы. Поэтому в философии одновременно могут существовать – и существуют - множество нередко взаимоисключающих точек зрения по одному и тому же вопросу.

8. Что такое исследование?

Исследование – деятельность, направленная на постижение истины.

9. Каким образом некоторые «философы» подрывали науку философию?

Бердяев и Хайдеггер, например, считали свои ненаучные концептуальные построения философскими и делали вывод, что вся философия не наука. Есть научная философия и ненаучная философия (парафилософия).

10. Какими же фактами проверяются философские размышления?

Философия опирается на историческое развитие материальной человеческой практической деятельности, причём деятельности не отдельно взятых индивидов, а человечества в целом, и история развития человеческого познания, человеческой мысли, научной и философской. Практика- критерий истинности.

п. 2 Лженаука, лжефилософия и философствование

11. Какими способами создаётся ощущение научности?

• Обращение к авторитетам вместо логики

• Спекулятивные теории как установленное знание

• Неестественные и даже абсурдные аналогии

• Сложные термины

• Недоразумение между специальным и обыденным смыслами слова

• Подмена понятий (софистика)

• Подмена предмета исследования (а-ля «соломенное чучело»)

• Отсутствие исследования (риторика, которая хорошо слушается, но содержание которой двусмысленно)

• Увод в сторону

12. Что изначально понималось под словом философствование и что сейчас?

Раньше: размышление, ведущее к созданию философских систем, т.е. размышление как специфически философский способ исследования. Особый способ изучения действительности.

Сейчас: беспочвенные рассуждения, умствование. Софистика.

п. 3 Отечественные философоведы и их борьба против науки философии

13. Какие аргументы приводят сторонники того, что философия не наука?

· Отсутствие общезначимых проблем, важность проблемы оценивается по-разному в разных философских направлениях. Что интересно одному, не интересно другому.

· Нет открытых проблем – на все вопросы есть ответы.

· К философским утверждениям не применимо понятие истины.

· Отсутствие непрерывного поступательного движения в сравнении с другими науками

· Философия субъективна и личностна, а научное знание безлично и интерсубъективно.

Т.о. философия не ищет и не может найти истину и знание.

п. 4 Что нужно понимать под знание науки и знанием философии?

14. Какие уровни знания существуют?

1. эрудитское, любительское знание. Уровень кругозора. Человек знает термин или факт, но не понимает его.

2. профессионально-практическое, прагматическое знание. Человек постоянно использует знание в быту или в профессиональной сфере, может передавать это знание другому (преподавать), но не разрабатывает эту область знаний

3. улучшение профессионально-практического знания. Человек решает частные задачи в рамках уже познанного

4. творческо-исследовательское, профессиональное знание. Человек создаёт новые теории, решает никем ранее не решённые проблемы. Самостоятельный ответ на вопрос.

15. Как рассматривают науку и знание позитивисты? Можно ли такое знание считать реальным?

С позиций позитивизма теория и наука – совокупность систематизированных суждений, высказываний, а знание теории – это знание определённого набора положений, содержащихся в высказываниях. Такое знание является формальным, т.е. не отражает реальных связей явлений.

16. Что значит сделать теорию своей?

Значит усвоить её, создав в своём сознании на материале суждений, выражающих теорию, точно такой же системы понятий, которая была первоначально создана в уме творца.

17. Что значит первичное и вторичное создание, построение теории?

В первый раз теорию строит её первооткрыватель, второй раз теорию строит человек, который её познаёт, делает своей.

18. Если человек способен к вторичному построению теории, обязательно ли он способен к первичному построению.

Нет, не каждый, кто способен усваивать построенную теорию, способен создать свою.

19. Значит ли это, что человек, способный только к вторичному построению теорий, знаний, не пригоден к науке?

Нет, такой человек вполне справится с эмпирической работой.

20. (сложновато) Чем отличается усвоение философской теории от усвоения естественно-научной?

При усвоении естественно-научной теории её нужно понять. При усвоении философской теории нужно для самого себя заново решить проблемы философии. Эти решения, философские системы не обязательно новые, но непременно собственные. Требуется собственная способность к теоретическому мышлению.

21. Люди, не обладающие теоретическим мышлением, могут быть философами, заниматься философскими исследованиями?

Нет, т.к. у философии нет эмпирического уровня, а для теоретического требуется собственная способность к теоретическому мышлению.

22. Как правильно назвать человека, преподающего философию, но не разрабатывающего своих философских теорий?

Философовед, филосовед.

23. Можно ли назвать лжефилософов филосоведами?

Нет. Филосоведами можно назвать представителей устаревших философских систем или сторонников современных философских систем, не разрабатывающих теорию.

Именно отсутствие собственных философских теорий побуждает филосоведов утверждать, что философия не является наукой.

24. Что отличает философскую работу от филосоведческой?

Наличие самостоятельно теоретического мышления, поиск истины.

25. Каким образом связано творческое познание специалиста в конкретной науке с творческим познанием философии?

Специалист, совершающий открытие в конкретной науке, способен параллельно совершить открытие в философии равно, как и философ, вооружённый методом познания, может с большой долей вероятности может совершить открытие в естественной науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: