Инструкционная карта
По выполнению практической работы
Тема практической работы: «Управление конфликтами и стрессами»
Цель: Научиться применять методы решения конфликтов на практике Раздаточный материал: инструкционная карта, тесты
Рекомендуемая литература:
1. Родыгина Н.Ю. Этика деловых отношений: учебник и практикум для СПО. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 431 с.- серия: Профессиональное образование.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология общения: учебник для СПО. – Ростов на Дону: Феникс, 2016 г. – 317 с.
Методические указания: Практическая работа должна быть выполнена в тетрадях для практических работ, ответы на вопросы должны быть четкими, краткими и конкретными.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
Задание № 1. Ответьте на вопросы:
1. Что является основными причинами конфликта?
2. Конфликтная ситуация предполагает наличие …
3. Каковы причиныконфликтов?
4. Какие существуют межличностные стили разрешения конфликтов?
5. Вероятность наступления конфликтов повышается при ….
|
|
6. Опишите три уровня повышения конфликтов.
7. Ответьте на вопросы в тесовой форме:
1. Конфликт обозначает:
А. Напряжение Б. Столкновение В. Давление
2. Неумение находить выход из конфликтных ситуаций называют ___________________________________________.
3. Человека с холерическим типом характера более всех может раздражать:
А. Меланхолик Б. Флегматик В. Сангвиник
4. Конфликты, которые исчезают сами по себе называются:
А. Столкновение Б. Кризис В. Стычки.
7. Межличностный конфликт может иметь _______________________.
Задание № 2. Проанализируйте предложенные ситуации:
Ситуация 1.
На заседании Совета директоров туристической фирмы выяснилось, что члены Совета получают важные отчеты слишком поздно, не успевают должным образом с ними ознакомиться и подготовиться к работе. Защищаясь, два административных работника утверждали, что почти невозможно писать отчеты в офисе, где их беспрерывно отвлекают телефонные звонки или посетители. Трудно работать дома, поскольку компьютер с текстовым редактором нужен в офисе. Председатель Совета директоров должен найти решение проблемы.
1. Укажите причину и тип конфликта.
2. Предложите решение конфликта.
Ситуация 2.
Совет директоров решил улучшить информационное обеспечение фирмы и создать библиотеку. Для выполнения решения необходимо отобрать помещение у одного из двух отделов, расположенных на втором этаже и разместить сотрудников в помещении не седьмом этаже с меньшей площадью. Оба отдела не желали расставаться со своим помещением и представили свои доводы Совету директоров, который и решил, у кого отобрать помещение.
|
|
1. Укажите, какими методами может быть решена данная проблема.
2. Какие факторы необходимо учитывать при решении конфликтной ситуации?
Ситуация 3.
Руководителю торгового предприятия Иванову И.И. дали ложные сведения о нарушении трудовой дисциплины продавцом кондитерского отдела Фроловой З.В. На общем собрании трудового коллектива Иванов И.И., не проверив полученную им информацию, публично объявил Фроловой З.В. замечание и высказал сомнения в ее честности. После собрания между Фроловой З.В. и Ивановым И.И. состоялся разговор, в результате которого ситуация прояснилась, и руководитель извинился перед Фроловой З.В., но он не сделал этого публично. После собрания отношение трудового коллектива к Фроловой З.В. изменилось, ей перестали доверять как прежде. Фролова З.В. не могла объяснить ситуацию каждому и решила уволиться.
1. Какие виды конфликта отражены в ситуации?
2. Как должен был поступить руководитель предприятия?
Ситуация 4.
Ваш непосредственный начальник, минуя вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.
Выберите наиболее приемлемый для вас вариант решения:
а) не оспаривая задания начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;
б) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;
в) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных случаях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;
г) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.
Ответ обоснуйте.
Ситуация 5.
Директор АО «Весна» Иванов П.С. отдал распоряжения Сидорову Н.П. инженеру производственного отдела составить отчет о реализации продукции за прошлый год. Сидоров Н.П. составил отчет на основе документации, находящейся в бухгалтерии. Но так как он устроился на это рабочее место месяц назад и еще достаточно не ознакомился с требованиями руководства, в отчете были отражены не все данные. На следующем оперативном совещании директор высмеял Сидорова Н.П. в присутствии сотрудников, назвав его отчет безграмотным и усомнился в его соответствии занимаемой должности.
1. Какой вид конфликта представлен в ситуации?
2. Как следовало поступить руководителю?
Задание № 3. Ответьте на вопросы теста. Сделайте вывод.
Тест: Насколько вы конфликтны?
Инструкция: Вам предлагается ответить на 7 вопросов.
Каждый вопрос имеет три варианта ответов. Выберите тот, который больше всего вам подходит.
Представьте, что в общественном транспорте начинается спор
на повышенных тонах. Вы:
а) избегаете вмешиваться;
б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав;
в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения.
2. На собрании (совещании и т.д.) критикуете ли вы руководство за допущенные ошибки?
а) нет;
б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки не только начальство, но и
тех, кто его защищает.
Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только если они необидчивы и эти споры не портят ваших
отношений;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) вы спорите со всеми и по любому поводу.
4. Дома на обед подали недосоленое блюдо. Ваши действия:
а) не замечаете такой пустяк;
б) молча возьмете солонку;
в) не удержитесь от замечания и, может быть, демонстративно откажетесь от еды.
5. На улице, в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция:
а) с возмущением посмотрите на обидчика;
|
|
б) сухо сделаете замечание;
в) выскажетесь, не стесняясь в выражениях.
6. Кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась. Вы:
а) промолчите;
б) ограничитесь кратким тактичным комментарием;
в) устроите скандал из-за пустой траты денег.