Экологическое право как отрасль российского права

Доклад

По дисциплине: «Правовые и экономические аспекты профессиональной деятельности»

На тему: «Общая характеристика экологического права»

 

 

Проверил: Доцент Грасько В.Н.       Выполнил:                    Ст. группы ТП-228            Мясников Д.А.                  

 

Екатеринбург

2020

Экологическое право как отрасль российского права

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой или от­дельными ее компонентами. Это более чем абстрактное определе­ние, не раскрывая содержания экологического права, тем не менее имеет юридическое значение. Оно указывает на место экологиче­ского права в системе права в целом (отрасль), принадлежность данной отрасли к более сложным и поздним правовым образованиям (комплексная), соотношение с иными отраслями права (самостоя­тельная), а также на объект правового регулирования (окружаю­щая среда, ее элементы, экологически значимое поведение людей).

Экологическое право как совокупность правовых норм предна­значено для регулирования экологически значимого поведения лю­дей, т.е. сознательных, социально обусловленных действий, со­стоящих в использовании окружающей среды и вызывающих в ней изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответст­вии с существующими научно-техническими возможностями и на основе действующих социальных, этических и правовых норм.

Главной целью экологического права является сохранение жиз­ни на Земле и обеспечение необходимых условий жизнедеятельно­сти человека. Задачами экологического права считают: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, восстанов­ление уничтоженных, поврежденных, потребленных элементов (объектов), обеспечение экологической безопасности населения и территорий, поддержку экологического правопорядка, предотвра­щение экологических катастроф и др.

1) относительная молодость и чрезвычайная интенсивность развития экологического законодательства; оно сформировалось в своем нынешнем виде в последней четверти XX в., когда и в от­дельных странах, и на уровне международного сообщества были приняты законы и многочисленные иные акты, конвенции, регули­рующие поведение людей, государств и объединений государств по отношению к окружающей среде. Теперь и в России, и в других странах в этой сфере насчитывают десятки только экологических законов, сотни подзаконных актов органов управления, не говоря о больших группах юридических норм других отраслей, регламенти­рующих отдельные аспекты охраны окружающей среды (медицин­ское, хозяйственное, уголовное и иные отрасли права);

2) использование значительного объема естественнонаучной терминологии в текстах нормативных актов; для обозначения объектов правового регулирования, их свойств и связей в источни­ках экологического права употребляют термины и понятия, разра­ботанные в биологии, химии, физике и других науках. Их смысл и юридико-значимое содержание надо уяс­нить для правильного применения правовых предписаний;

3) объемность и разнородность нормативного материала; объекты эколого-правового регулирования чрезвычайно разнооб­разны: окружающая среда, земли, воды, животный и растительный мир, химическое и биологическое оружие, генно-инженерная дея­тельность, заготовка древесины и т.д., а следовательно, каждому из них посвящены отдельные законы, группы подзаконных актов, со­держащие множество правовых норм; иногда эти нормы очень спе­цифичны по своему содержанию (например, правила выпуска модифицированных организмов в окружающую среду или порядок ликвидации буровых платформ на континентальном шельфе), ино­гда они образуют четко выраженный «сквозной» правовой инсти­тут (лицензирование);

4) смешанность и высокая степень взаимоподкрепления пуб­лично-правовых и частноправовых методов регулирования; в ох­ране окружающей среды более развиты пока первые, и поэтому доминируют административно-правовые методы императивного ха­рактера;

5) глобальный характер многих правовых предписаний; это объясняется не столько процессами глобализации, сколько специ­фикой регулируемого объекта — окружающей среды и некоторых ее компонентов (так, охрану климата при всех различиях или даже конфронтациях между разными странами по поводу Киотского протокола можно осуществлять только совместными усилиями);

6) масштабная зависимость национального экологического законодательства от международно-правового регулирования; в от­ношении многих объектов и видов деятельности, особо значимых для человечества с точки зрения экономических, экологических и других условий, международно-правовые акты и нормы все чаще перенимаются национальным законодательством отдельной страны или группы стран;

7) открытость: экологическое право, регулируя охрану усло­вий жизнедеятельности людей, порядок использования, потребле­ния ими ресурсов, не может не воспринимать достижения и просче­ты других отраслей и не реагировать на них, с одной стороны, а с другой — оно должно быть максимально доступным для понима­ния и реализации всем своим адресатам — гражданам и должност­ным лицам, государствам и другим субъектам права;

8) исключительная обновляемость и новизна правовых норм: эти свойства экологического права подчеркивают высокую степень реагирования его на новые проблемные ситуации, а также готов­ность законодателя и других субъектов правотворчества к приня­тию свежих решений;

9) конфликтность (экологических и экономических приорите­тов, интересов государства и индивида, в межгосударственных отношениях): во многих случаях все еще приходится принимать меры ограничительного характера и отдавать предпочтение обеспе­чению занятости населения, соблюдению иных экономических ин­тересов, например, при запрете ввоза мехов детенышей тюленей в Западную Европу нарушаются интересы России, Канады и США;

10) высокая степень использования для решения задач охраны окружающей среды норм и институтов иных отраслей: часто да­же употребляются понятия «уголовно-экологическое право», «эко­логизированные нормы гражданского, предпринимательского пра­ва» и т.п.;

11) устойчивая тенденция расширения предмета правового регулирования за счет поглощения (включения в сферу регулиро­вания) традиционных объектов и стремление приобрести статус «суперотрасли» в современной правовой системе; наиболее нагляд­но это проявляется при поглощении институтов водного, горного и земельного права;

12) прямая зависимость от достижений науки и техники, открытий и разработок в области биологии, генетики, медицины, фи­зики, химии и других естественных наук (этими достижениями бы­ла вызвана необходимость принятия законов о клонировании, генно-инженерной деятельности, радиационной безопасности, ис­пользовании атомной энергии, химическом оружии и проч.).

Рассматривая эти черты экологического права, пожалуй, при­ходится сделать вывод, что каких бы то ни было существенных особенностей именно национального права, например, российского или немецкого, в них не проявляется. Скорее на различиях в право­вом регулировании охраны окружающей среды сказываются более высокие по уровню обстоятельства, например, в меньшей степе­ни — принадлежность к типу правовой системы, форма государст­венного устройства (демократическое/тоталитарное государство) или — в большей — неправовые факторы (экономическая ситуа­ция, демографические показатели, вовлеченность в военные, меж­национальные и иные конфликты и т.п.), в конце концов ментали­тет и история страны. В то же время это не означает, что конкрет­ные правовые решения, их форма и порядок принятия, не говоря уж о реализации, всегда и во всем совпадают. Это далеко не так.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: