Различают информацию первичную и производную

 Первичная информация отражает объективно происходящие процессы и явления. Например, получена информация: за прошедшую неделю на строительстве жилого дома выполнено 90 м3 кирпичной кладки. Это — первичная информация, характеризующая объем кирпичной кладки за неделю. Сама по себе, кроме объема кладки, эта информация ни о чем не говорит: хорошо или плохо, что выполнено 90 м3? Для этого нужно сравнить ее с тем количеством, которое каменщики должны были выложить согласно графику. Предположим, — это 100 м3. Тогда из первичной получается производная информация: недельный план кирпичной кладки выполнен на 90 %. Эта информация уже может служить основанием для принятия управленческих решений по устранению допущенного отклонения. В зависимости от назначения производная информация может быть промежуточной, учетной и отчетной.

Промежуточная информация — это часть производной информации, подготовленной для принятия управленческих решений. Например, промежуточная информация о том, что план кирпичной кладки не выполнен по причине отсутствия подмостей для каменщиков. На основании этой информации принимается соответствующее решение: срочно завезти на стройку подмости в таком-то количестве. На основании первичной информации составляют также учетную информацию, например информацию для бухгалтерского учета о том, сколько кирпича и раствора израсходовано, какую заработную плату начислить каменщикам и т.д.

  К производственной информации, относится, в частности, отчетная информация, которая, передается в вышестоящий орган управления.

 

 

Поэтому в зависимости от времени и частоты получения информация бывает оперативной, нормативной и плановой. Оперативная информация отражает состояние объекта управления или явления в окружающей среде в определенный момент времени. Например, сведения, передаваемые ежедневно со строительных объектов в диспетчерскую службу о выполненных объемах работ и о поступлении на объект строительных материалов и изделий. Или ежемесячно поступающие в строительную фирму бюллетени с информацией о ценах на жилую площадь в данном и других регионах.

Нормативная информация характеризует возможные результаты деятельности производственной системы при имеющихся ограничениях и величины ресурсов. Например, какая будет продолжительность строительства (которое ограничено технологическими условиями) при том или ином количестве рабочих или строительных машин. Плановая информация устанавливает требуемые результаты, которые должны быть достигнуты объектом управления. Например, на основании нормативной информации известно, что в рамках имеющихся ресурсов жилой дом может быть построен как за 10, так и за 20 месяцев. Плановая информация устанавливает конкретный срок строительства.

  Процессы управления в производственной системе непрерывно сопровождаются информационными потоками. Под потоком информации понимают совокупность характеристик определенного вида информации, которая отражена в специальной форме (текстовой, графической, числовой и др.). Оценив оптимальные объемы информации, поступающие в различные органы управления, оптимально распределить потоки информации во времени и пространстве невозможно без организации совершенной автоматизированной информационной системы (ИС), в которой все движение информации, все информационные потоки тесно увязаны не только между собой, но и со всеми управленческими структурами и процессами.

Информационная система управления — совокупность информации экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Создание и внедрение ИС управления на предприятиях строительной отрасли позволяет:

 • спланировать работу строительных организаций на год, квартал, месяц, составить монтажно-транспортные, часовые и суточные графики поставки и комплектации материалов и все другие виды оперативно-производственной документации, предусмотрев во всех документах взаимную согласованность мощностей строительных и специализированных организаций с мощностями предприятий стройиндустрии; графиков потока с планом выпуска деталей; сроков производства работ со сроками выпуска документации, освобождения площадок и т.д.;

 • обеспечить оперативный контроль за выполнением этих планов и графиков в том масштабе времени, в котором они составлены;

 • повысить степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;

 • обеспечить своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;

 • добиться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единой информационной базы;

 • согласовать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;

 • обеспечить рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т.д. за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта. Классификация информационных систем управления зависит от видов процессов управления, уровня управления, сферы функционирования экономического объекта и его организации, степени автоматизации управления.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

2.1. Управление – три этапа движения информации, раскрыть каждый из этапов

2.2. Информация – первичная и производственная. Отчетная информация – как часть производственной

2.3. К какому типу относится отчетная информация - первичной или производственной.

2.3. Разделение информации от времени и частоты получения на оперативную, нормативную и плановую. Дать характеристику каждому из типов.

2.4. Разделение информации от времени и частоты получения на оперативную, нормативную и плановую. Подробней о нормативной информации

2.5. К какому типу (в зависимости от времени и частоты получения) относится нормативная информация.

2.6. Указать положительный эффект от создания и внедрения ИС управления на предприятиях строительной отрасли

2.7. Определение информационной системы ИС. Возможность своевременного представления  с помощью ИС необходимой информации руководителям всех уровней управления из единой информационной базы

 

ЦЕЛИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМАТИЗИРОВАРННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Ниже приводятся цели, наиболее часто стоящие перед информационной системой в строительстве:

• производственные — это выполнение плана ввода объектов в эксплуатацию, выпуска продукции в натуральном выражении, выражающегося в объеме товарной продукции, номенклатуре продукции, ее качестве, объеме, сроках ввода мощностей и т.д.;

 • экономические — например, эффективность использования ресурсов, рост производительности труда, прибыль. Показателями, характеризующими достижение этих целей, являются объем реализации, сумма прибыли, выработка на работающего, соотношение между ростом производительности труда и ростом заработной платы, фондоотдача, уровень рентабельности и пр.;

 • технические — технический прогресс в строительстве, промышленном производстве. Показателями технического прогресса являются: техноэкономические и эксплуатационные характеристики продукции, доля новой продукции в общем объеме производства, уровень механизации и автоматизации производственных процессов, научно-технический уровень организации и управления;

• социальные — рост доходов, степень удовлетворения культурных запросов и бытовых потребностей, уровень безопасности, эстетика труда и т.д.

 Важно установить, в какой степени достижение этих целей (производственных, экономических, технических и социальных) будет обеспечиваться при решении комплексов задач, составляющих выделяемые (проектируемые) подсистемы. Подсистема учета отвечает более всего экономическим аспектам деятельности. Подсистемы «Кадры» и «Организация труда и заработной платы» обеспечивают достижение социальных целей. Подсистема оперативного управления реализует в основном производственные цели. Строительным организациям порой не удается добиться намеченных показателей деятельности, определяющих достижение перечисленных целей. Это проявляется в нарушении сроков ввода в эксплуатацию отдельных объектов строительства, невыполнении заданий по росту производительности труда, посредственном качестве работ и т.д.

В результате изучения существа и содержания задач, решаемых при реализации функции управления в организации, для которой проектируется АИСУ, должны быть получены следующие характеристики:

 • наименование задачи и ее краткое смысловое содержание;

 • шифр (существующий или присваиваемый при проектировании подсистемы);

 • показатели эффективности решения задачи. Критерии, по которым оценивается результат решения (оптимальность плана, приемлемость рассчитанных норм затрат материалов, производственно-техническая оценка графика работ и т.д.); • характеристика выдерживаемых ограничений при решении задач; • показатели затрат человеко-машинных ресурсов на решение задачи;

 • наименование подразделений организации, участвующих в решении, и степень их участия (подготовка исходных данных, решение, оценка, согласование, реализация и т.д.); • периодичность и сроки решения; • объем перерабатываемой, входной и выходной информации; • формы входной и выходной информации; • алгоритм и методы решения; • нормативная база; • применяемые коды;

 • отчетные данные о реализации задачи в практике работы организации, в том числе эффективность и недостатки (запаздывание решения, несоответствие норм, несбалансированность ресурсов и т.д.);

• технические средства, используемые для решения;

 • взаимосвязь с другими задачами функций управления изучаемой организации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

3.1. Целистоящие перед информационной системой в строительстве.

3.2. Целистоящие перед информационной системой в строительстве. Подробней на технических вопросах.

3.3.Характеристики АИСУ (и соответствующие документы, которые должны быть получены.

 

II. Источник

Материал для последующих тем следует брать из пособия:

Шикина, Виктория Евгеньевна Ш 57 Техническая документация информационных систем: учебное пособие  В.Е. Шикина. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. – 92 с.

http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2017/460.pdf

Термины:

Документация на автоматизированную систему (стр.5)

Организационное обеспечение автоматизированной системы

Рабочая документация на автоматизированную систему

Эксплуатационная документация на автоматизированную систему

Вопросы:

Комплекс технических документов, который регламентирует

деятельность разработчиков (нормативно-методическое

обеспечение (НМО) (привести состав)

функции технической документации (привести)

Требования к технической документации (привести)

Классификация стандартов

Классификация корпоративных стандартов

Стандарт проектирования должен устанавливать...

Стандарт оформления проектной документации должен устанавливать:

Стандарт интерфейса пользователя должен устанавливать....

Отечественные стандарты на автоматизированные системы..

Международные стандарты...

Контрольная работа:

1.Отличительные черты строительства, перечислить их, указать в какой раздел входит «разработка проектно-сметной документации ».

2. Разделение информации от времени и частоты получения на оперативную, нормативную и плановую. Дать характеристику каждому из типов..

3. Документация на техническую систему (пояснить термин)

4. Рабочая документация на автоматизированную систему (пояснить термин)

5.Эксплуатационная документация на автоматизированную систему (пояснить термин)

6. Комплекс технических документов, который регламентирует

деятельность разработчиков (нормативно-методическое

обеспечение (НМО), привести состав.

7. Требования к технической документации (привести)

8. Стандарт оформления проектной документации устанавливает (пояснить)

9.Отечественные стандарты на автоматизированные системы.

2 Часть контрольной работы. Рассмотреть один из интерфейсов:

1. RS-485 (1 вариант)

2. CAN (2 вариант)

3. IEEE 1394 …….

4. SPI

5. I2C

6. USB

7. UART

8. CAN

9. USB

10.  I2C

11. RS-485

………(далее варианты повторяются в той же последовательности, если в такой же интерфейс был в КР, взять другой)

В титульном листе контрольной работы: Состав технической документации подготавливаемой на проектной стадии создания информационных систем.    (вторую часть в титульн. лист не выносить)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: