Анализ содержания рассказа

Урок внеклассного чтения по рассказу

Алексея Николаевича Толстого «Русский характер».

Класс

Цель урока:

Образовательная: познакомить с творчеством великого русского писателя А.Н.Толстого, с историей создания рассказа «Русский характер», прочесть и проанализировать текст произведения.

Ход урока.

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, урок- размышление. Мы познакомимся с новым произведением, которое не оставит вас равнодушными и заставит глубоко задуматься над простым с первого взгляда вопросом.

Формулирование темы урока

Давайте прочтем высказывания известных философов и критиков, писателей и поэтов.

1. «Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя глубокое русло».
(К. Ушинский)

2. «Наши характеры образуют наши нравы».
(К. Гален)



В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины легко отрешатся от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек — так себе, потребовалось от него быть героем — герой»

(А. Толстой)

Русский народ — великий народ. Русский народ — это добрый народ. У русского народа ясный ум. Он как бы рождён помогать другим народам. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Поэтому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ — неодолим, неисчерпаем».

(И.В. Сталин)

- Что объединяет все эти высказывания?

Все эти высказывания русских философов, критиков, писателей, поэтов о характере и его чертах. Высказывания содержат положительные характеристики. Следовательно, это высказывание о характере русских людей.

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском характере, его силе и несгибаемости. Познакомимся (большинство из вас прочитали его дома) с рассказом Алексея Николаевич Толстого «Русский характер», который был написан в 1944году.

Тема нашего урока: «В чем сила и несгибаемость РУССКОГО ХАРАКТЕРА?» (по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»).

О силе и несгибаемости русского характера рассказывали в своих произведениях многие писатели и поэты. Это произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», М. Шолохова «Судьба человека», К. Воробьева «Это мы, Господи!», В. Кондратьева «Сашка», А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи и рассказы К. Симонова и, конечно, рассказы А.Н. Толстого «Родина», «Русский характер».

Слово о писателе

Алексей Николаевич Толстой (1882/83-1945) - русский писатель, оставил глубокий след в литературе как прозаик, драматург, публицист. Он автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений,лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941; 1943; 1946 — посмертно)

Литературная деятельность А. Н. Толстого началась до Октябрьской революции в сложной исторической обстановке. Он был военным корреспондентом на фронте в первую мировую войну. Он, по определению Горького, художник «большого, ценного, веселого таланта». Тема Родины оставалась вечной темой его творчества. Во время Великой Отечественной войны писатель воспевал свой народ, любовь к своей родине. А.Толстой написал и много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер»

Творчество Алексея Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием. Общеизвестные из них это и рассказы 20-х годов, и трилогия «Хождение по мукам» (романы «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), исторический роман «Петр I», повесть «Аэлита», повесть «Хлеб» и другие. Он внес значительно важный вклад в развитие русской литературы.

О рассказе «Русский характер»

«Русский характер» — последнее значительное произведение А.Н. Толстого — входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева», написано 7 мая 1944 года. Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых одной темой (изображение Великой Отечественной войны), одной идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком (бывалый кавалерист Иван Сударев). В каждом рассказе свои главные герои: бойцы Красной армии, оказавшиеся в немецком тылу и создавшие партизанский отряд («Как это начиналось»); репрессированный кулак, который согласился стать бургомистром при немцах и сообщал важнейшие сведения об оккупантах партизанам («Странная история»), и т.д.

В каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты истории.

Рассказ «Русский характер» завершает цикл «Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Тема «Русского характера» обозначена автором в самом начале: «мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере». Идея рассказа проясняется благодаря кольцевой композиции: и в начале, и в конце произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера, которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дрёмова, его родителей, невесты, водителя танка Чувилёва, рассказчика Ивана Сударева.

Знакомство с рассказом (чтение)

Словарная работа.

-Россия –великая страна, не поддающаяся ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестоком, когда надо – милосердном, но всегда стойком и мужественном, сильном и несгибаемом, о загадочной русской душе.

- Давайте посмотрим значение слова ХАРАКТЕР.

 

Характер -а, м.

1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.). В характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером). Литературные характеры (персонажи с их характерными чертами).

2. Отличительное свойство, особенность, качество чего-н. Затяжной х. болезни. Беседа делового характера. Х. местности.

 

Анализ содержания рассказа.

А сейчас отвечаем на вопросы, ответы записываем В ТЕТРАДИ, сохранив нумерацию.

1) Как вы считаете «русский характер» - это какой характер?

2) Понравился ли вам рассказ? Какие чувства он у вас вызвал?

3) Кто рассказывает историю молодого бойца?

4) Кто главный герой произведения?

5) О ком пишет А.Н.Толстой: «Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села Саратовской области… до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича»?

6) Как же воевал Егор?

7) Каким писатель рисует Егора Дрёмова? (найдите и прочтите элементы портрета голосовым сообщением или напишите кратко)

8) Какое несчастье произошло с бойцом?

9) Было лёгким выздоровление Егора? Почему?

10) Как характеризует героя улыбка, которая появилась на лице Егора во время разговора с генералом?

11) Как человек меняется на войне?

 

В ходе оборонительных сражений на Курском рубеже были освобождены г.Орёл, Белгород, Харьков, Воронеж. Лондонское радио передало 7 августа: «Такого поражения, как под Орлом и Белгородом, немцы не испытывали даже в 1918г. Поколения будут вспоминать о том, как Красная Армия нанесла тяжёлый удар фашистам, продемонстрировала тем самым своё мужество и мастерство».

Родина высоко оценила подвиги советских воинов под Курском. Свыше 100 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 180 самых мужественных – удостоены звания Герой Советского Союза. Отличившимся при освобождении советских городов соединениям присвоили почётные наименования Орловских, Белгородских, Харьковских.

- Именно во время Курского сражения, когда немцы дрогнули, с Егором Дрёмовым случилось несчастье: герой обгорел, лицо было сильно изуродовано.

12) Какое впечатление на окружающих производит обезображенное лицо Егора?

 

13) Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью?

14) Какие черты характера раскрываются в герое в момент его приезда домой. Какие чувства испытывает Егор, приближаясь к родительскому дому?

15) Найдите и прочитайте эпизод встречи Егора с матерью. Что необычного заметили вы в её поведении, когда сын был ещё дома?

16) О чем постоянно думает Егор, находясь дома?

17) Почему Егор принимает решение уйти?

 

Беда не сломила Егора. Он не хочет чувствовать себя инвалидом, прятаться за спины своих товарищей, поэтому он вернулся на фронт, чтобы вновь воевать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: