Современные подходы к эффективному лидерству включают концепцию субститутов и усилителей влияния, само- и сверхруководство, тренерский стиль, трансформационное руководство и харизматический подход.
В частности, трансформационное руководство и харизматический подход появились в последние годы на основе попыток сформулировать качества лидеров, которые придают им ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяя увлекать за собой людей. Установлено, что те, кто идет за харизматическими лидерами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать значимых результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.
Предлагается несколько новых идей управления и лидерства:
§ поддержка только высокоприбыльных проектов — активность внутри фирмы для повышения ее прибыльности;
§ введение полной автономии линейных менеджеров, находящихся в контакте с потребителями, разрешение им организовывать работу по своему усмотрению, изменять технологии для удовлетворения запросов клиентов;
|
|
§ управление помимо существующей иерархии;
§ использование формальной и неформальной информационных сетей, объединяющих автономные элементы.
Природа стресса и управление в стрессовых ситуациях.
Природа стресса. Управление стрессом
Стресс (от англ. stress - туго натянуть) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
Стресс - обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и предприятия.
Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.
Организационные факторы:
перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;
слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;
неинтересная работа;
ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;
неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов.
Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:
положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);
|
|
негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т. д.).
Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресса, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия.
Отсутствие цели - это один из самых сильных стрессов, принимающий форму дистресса с соответствующими последствиями.
Отрицательные последствия стресса проявляются в
физиологической реакции организма (язва желудка, головная боль, заболевания сердечной и дыхательной систем и т. п.);
психологической реакции (раздражительность, бессонница, депрессия и др.).
Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.
Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий.
Методы самоуправления стрессом:
разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;
научиться говорить "нет";
не соглашаться на противоречивые требования руководителя.
Методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников:
оценка способностей, потребностей и склонностей для принятия решения о характере и объемах работы;
при наличии аргументированного обоснования позвольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;
полномочия, ответственность и ожидаемый результат должны быть четко описаны. Необходимо использовать обратную связь для того, чтобы убедиться в адекватном восприятии задания сотрудником;
использование ситуационного подхода к лидерству;
обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу;
развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.
Вопросы по дисциплине «Управление персоналом»
Вопросы по дисциплине «Управление персоналом»
Теория и методология управления персоналом.
Персонал - это один из ресурсов, который организация использует для достижения своих целей. Но, по сравнению с другими видами ресурсов (природные, материальные, финансовые, информационные), у него есть свои особенности.
Во-первых, именно он управляет остальными видами ресурсов (финансовыми, материально-техническими, информационными). От того, каким образом руководство компании будет распоряжаться своими человеческими ресурсами и будет зависеть ее успех на рынке.
Во-вторых, в отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят в организации сознательно. Персонал - это конкретные люди со своими потребностями, желаниями, характерами, квалификацией и опытом.
В-третьих, персонал оказывает прямое непосредственное воздействие на деятельность организации. Так, работники могут способствовать развитию и процветанию организации, или, наоборот, быть серьезным препятствие этому.
В-четвертых, персонал - это ресурс, способный развиваться и совершенствоваться и тем самым увеличивать свою ценность для организации, использующей его.
Элементы:
Найм
Отбор
Адаптация
Мотивация
Формирование