Современные подходы к изучению лидерства

Современные подходы к эффективному лидерству включают концепцию субститутов и усилителей влияния, само- и сверхруководство, тренерский стиль, трансформационное руководство и харизматический подход.

В частности, трансформационное руководство и харизматический подход появились в последние годы на основе попыток сформулировать качества лидеров, которые придают им ореол особой значимости, исключительности и магнетизма, позволяя увлекать за собой людей. Установлено, что те, кто идет за харизматическими лидерами, отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать значимых результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.

Предлагается несколько новых идей управления и лидерства:

§ поддержка только высокоприбыльных проектов — активность внутри фирмы для повышения ее прибыльности;

§ введение полной автономии линейных менеджеров, находящихся в контакте с потребителями, разрешение им организовывать работу по своему усмотрению, изменять технологии для удовлетворения запросов клиентов;

§ управление помимо существующей иерархии;

§ использование формальной и неформальной информационных сетей, объединяющих автономные элементы.

 

Природа стресса и управление в стрессовых ситуациях.

Природа стресса. Управление стрессом

 

Стресс (от англ. stress - туго натянуть) - состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.

                                                           

Стресс - обычное и часто повторяющееся явление (повышенная раздражительность, бессонница перед ответственным выступлением, ощущение голода и т. п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Чрезмерный стресс создает большие проблемы для индивида и предприятия.

 

Причины стресса связаны с воздействием двух групп факторов.

 

Организационные факторы:

 

перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;

слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;

неинтересная работа;

ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;

неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов.

Личностные факторы, сопровождающие любые перемены:

 

положительные события (свадьба, назначение на новую должность и др.);

негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности и т. д.).

Стресс необходим для придания смысла нашей жизни. Ставя перед собой цели, достижение которых требует напряженной работы, мы находимся в состоянии эустресса, исполняющего роль внутреннего двигателя, активизирующего наши действия.

Отсутствие цели - это один из самых сильных стрессов, принимающий форму дистресса с соответствующими последствиями.

 

Отрицательные последствия стресса проявляются в

 

физиологической реакции организма (язва желудка, головная боль, заболевания сердечной и дыхательной систем и т. п.);

психологической реакции (раздражительность, бессонница, депрессия и др.).

Эти последствия являются серьезными не только для конкретного индивида, но и для организации в целом.

 

Жить без стресса невозможно, но, если овладеть методами управления им, можно избежать его негативных последствий.

 

Методы самоуправления стрессом:

 

разработать систему приоритетов в своей работе: важное превыше срочного;

научиться говорить "нет";

не соглашаться на противоречивые требования руководителя.

Методы, способствующие предотвращению стрессового состояния работников:

 

оценка способностей, потребностей и склонностей для принятия решения о характере и объемах работы;

при наличии аргументированного обоснования позвольте работникам отказаться от порученной ранее или планируемой работы;

полномочия, ответственность и ожидаемый результат должны быть четко описаны. Необходимо использовать обратную связь для того, чтобы убедиться в адекватном восприятии задания сотрудником;

использование ситуационного подхода к лидерству;

обеспечение надлежащего вознаграждения за эффективную работу;

развитие способностей сотрудников, привлечение их к обсуждению сложных вопросов.

 

Вопросы по дисциплине «Управление персоналом»

Вопросы по дисциплине «Управление персоналом»

Теория и методология управления персоналом.

Персонал - это один из ресурсов, который организация использует для достижения своих целей. Но, по сравнению с другими видами ресурсов (природные, материальные, финансовые, информационные), у него есть свои особенности.

Во-первых, именно он управляет остальными видами ресурсов (финансовыми, материально-техническими, информационными). От того, каким образом руководство компании будет распоряжаться своими человеческими ресурсами и будет зависеть ее успех на рынке.

Во-вторых, в отличие от материальных и природных ресурсов, люди приходят в организации сознательно. Персонал - это конкретные люди со своими потребностями, желаниями, характерами, квалификацией и опытом.

В-третьих, персонал оказывает прямое непосредственное воздействие на деятельность организации. Так, работники могут способствовать развитию и процветанию организации, или, наоборот, быть серьезным препятствие этому.

В-четвертых, персонал - это ресурс, способный развиваться и совершенствоваться и тем самым увеличивать свою ценность для организации, использующей его.

Элементы:

Найм

Отбор

Адаптация

Мотивация

Формирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: