Библиотеки церквей, храмов и монастырей Нижнего Новгорода

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК

НИЖНЕГО НОВГОРОДА XVII- XVIII ВВ.:

ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ

 

Нижний Новгород всегда был культурным и торговым центром России. В частности, Нижний Новгород стал одним из первых городов России, где стали использоваться письменность и книги.

Ряд дошедших до нас памятников письменной речи нижегородцев XVII - XVIII столетий говорят о том, что среди них было много людей грамотных.

О грамотности части нижегородцев, соприкасавшихся с воеводской канцелярией, земской или таможней, говорит обилие сохранившихся в архиве документов XVII века. Сохранившиеся писцовая книга и три переписные книги по Нижнему Новгороду за XVII век, составленные очень сжато и точно, относятся также к памятникам культуры; они раскрывают перед читателем грамотность, наблюдательность и точность переписчиков, а также внутренние связи и противоречия общества. В то время было больше церковных, чем светских произведений письменности. Даже на светских по существу произведениях письменности лежал церковный отпечаток.

Начиная с XV века и особенно в XVI – XVII веках книги скапливались в хранилищах, главным образом в монастырях. Многие книги, переписанные от руки, хранились у сельских жителей. Над такими книгами трудились тысячи знавших грамоту и умевших владеть пером людей; они предназначались еще большему числу читателей.

Библиотеки церквей, храмов и монастырей Нижнего Новгорода

О степени распространенности книг в нижегородском быту дает представление «Писцовая и переписные книги» XVII века, в которой чрезвычайно подробно описаны церкви, иконы, книги и другие церковные принадлежности.

Нам интересны показания писцовой книги о количестве и разновидностях рукописных и печатных книг, хранившихся при церквях и монастырях. Соотношение числа рукописных книг к количеству печатных дает понятие о степени распространенности последних. Печатные книги также различаются: одни московской, другие литовской печати. Из книг духовного содержания, кроме богослужебных, упомянуты «Жития»: Андрея «Христа ради юродивого Цареградского», Василия Блаженного, Ефимия Суздальского, Кирилла Белозерского, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского, а также «Патерик Скитский», «Патерик Печерский» и «жития новых святых». Наряду с житиями встречаются книги (сочинения): Василия Великого, Василия Кесарийского, Василия Нового, пресвитера Григория, Григория Амиритского, Аввы Дорофея, Ефима Сирина, Златоуста, Иоанна Лествичника, Ивана Дамаскина, смиренного Михаила и Саввы Сербского. В монастырских библиотеках города Нижнего, кроме того, находились такие сборники, как Зерцало, Измарагд, Маргарит, Цветки и Пролог. Наиболее распространенными из этих книг, судя по записям 1621-1629 годов, были Златоуст, Шестоднев и Прологи.

Именно в Нижегородском Печерском монастыре в 1377 году была создана древнейшая из дошедших до нас русских летописей – Лаврентьевская. Из летописей же известны ученый монах Печерского монастыря Павел Высокий, который «книжен был вельми и философ велик», нижегородский епископ Дионисий, «книгам сказатель». Образец нижегородской литературы XIV столетия – житие вдовы нижегородского князя Андрея Константиновича – монахини Вассы.

Древний Нижегородский Печерский Вознесенский монастырь – центр духовной культуры и один из крупнейших вотчинников города. В областном архиве хранится опись библиотеки монастыря. Судя по почерку, бумаге и датированию книг, она составлена в XVIII веке. Коллекция монастырских актов XVI начала XVIII веков насчитывает 864 единицы хранения. В библиотеке этого монастыря числилось 190 книг: 144 богослужебных, 31 рукописная и пятнадцать с нотами для церковного пения. Самая ранняя книга датирована 1601 годом, а самая поздняя дата относится к 1764 году. Некоторые книги и рукописи в описи не датированы, что говорит об их более древнем происхождении. Кроме книг, в монастыре хранились и «Синодики» («Помянники»- записи имен людей для упоминания при церковной службе. Старейший из них датируется 1552 годом и содержит имена людей, казненных Иваном Грозным. Сохранились и синодики 1648 и 1649 годов, в которых упоминаются записи о роде Кузьмы Минина, князя Пожарского и одного из лидеров Ополчения 1612г. - Саввы Евфимьева. В библиотеке монастыря были найдены «Летописец» и «Хронограф», изданные под названием «Нижегородского летописца» в «Древней Российской вивлиофике» Н.И. Новикова.

В библиотеке хранилась и коллекция актов приказного делопроизводства, начиная с XVI века: списки с жалованных грамот на монастырские вотчины и угодия, писцовые и межевые выписки, памяти об отправке «под начал», описи имущества, приходно-расходные книги, следственные дела по земельным спорам и др. 

В фонде содержались также акты приписного Борисоглебского (в Кидекше), московского подворья, посельских старцев нижегородских и курмышских вотчин.

В XVII-XVIII веках эта библиотека систематически пополнялась за счет вкладов, даров и других поступлений. Так, например, в 1639 году нижегородец И.Я. Маслухин передал в монастырь печатную книгу трудов Василия Великого, священник Мисайло подарил 12 Миней, в 1648 году старец Тихон Казанец передал три книги письменные, печатную книгу «Псалтырь», «Патерик скитский», «Апокалипсис» в лицах и др.

Крупной была библиотека и Благовещенского монастыря. Благовещенский монастырь был основан великим владимирским князем Георгием Всеволодовичем одновременно с основанием Нижнего Новгорода в 1221 году.

 По описи 1750 году в библиотеке было 268 книг, в том числе 34 рукописных. Среди них были рукопись «Летописец о всех землях», «Букварь» 1701г. и ряд книг гражданской печати XVIII веке. В 1792году в библиотеке также находилось семь книг «греческой печати» и тринадцать рукописных книг без названия, охарактеризованные как «ветхие». Епископ Дамаскин (Д.Е. Семенов- Руднев) обнаружил в монастыре «Летописец от создания мира до царства Константина Палеолога, с прибавлением описания о Турции, Венеции и православных патриархах» и список с грамоты царя Михаила Федоровича 1639 года.

Из числа рукописей, находившихся в книгохранилище монастыря, особенно замечательна была нотная книга, озаглавленная «Кондарь с Богом починаем», написанная уставом конца XI века. 

В библиотеке монастыря так же находились и другие достойные внимания рукописи и книги. К числу их принадлежит собрание царских и патриарших грамот, данных на имя монастыря, переписанных в 1779 году в кожаную книгу и «Сборник». Из богослужебных рукописных книг здесь находились: книга «Ветхого завета», два «Сборника служб», две «Минеи» общих, «Устав», «Месяцеслов», «Служба общая Господским праздникам и предпразднествам», «Собрание служб суздальским святым», «Устав» 1607 года, два «Служебника», «Чин», «Последование малого образа еже есть мантия и последование к монашескому пострижению», нотные XVII столетия крюковые книги, «Уставы», «Осмогласники», «Обиходы», «Ирмологи», «Триодник» постный, цветной и прочие. 

К числу исторических и поучительных книг относились: Летописец краткий «Начало Российскому княжению», «Житие патриарха Никона», Выписки из Ефрема Сирина с его жизнеописанием, «Образ и подобие в человецех», «Номоканон», жизнеописания многих святых в двух книгах, «Дезидерий», «Лебедь», «Мечец» духовный, «Сборник», «Краткая хронология от начала мира по 1774 год», «Историческая география», два «Синодика». Все указанные рукописи, кроме нотного «Кондаря», относились к XVI – XVII и первой половине XVIII столетия.

Из печатных книг, в монастырской библиотеке находились следующие издания: «Евангелие» напрестольное московской печати 1681 г., «Триодь» постная 1694 г., «Апостол» 1694 г., февральская «Минея» 1693 г., «Иоанн Лествичник» 1647 г., Ефрем Сирин 1647 г., «Слово на память святого апостола Андрея, проповеданное иеромонахом Гавриилом в Санкт - Петербурге» 1719 г.

Книги в библиотеку поступали в дар от богатых купцов и помещиков, крестьян, приходили вместе с послушниками, приобретались в Москве. В «Приходной книге» московского Печатного двора есть запись о покупке «Уложения судных дел» в 1649-1650 гг. стряпчим Благовещенского монастыря Марком Алексеевым.

В число дарителей церковной утвари и книг входили: Григорий Страхов подарил в 1650 году «Житие преподобных отцов наших Зосима и Савватия Соловецких», «Апостол» напечатанный в 1713 году преподнесла государыня царица великая княгиня Прасковья Федоровна, архимандрит Аарон передал «Евангелие» московской печати, Мисюрь Иванович Соловцов пожертвовал «Устав», Павел Гневашев передал «Минею» общую.

Согласно Писцовой книге, а также трем переписным книгам XVII века, в 32 церквах города насчитывалось 619 книг, в среднем почти по 20 книг на храм. Из них 165 книг – печатных (18 книг - литовской печати, 13 – московской), и 264 – рукописные, остальные 190 книг не обозначены, печатные ли они или рукописные.

В XVII - XVIII вв. ценные книги были и в кремлевских нижегородских соборах.

Собрание документов Нижегородской Духовной Консистории (1672-1744 гг. – Духовный приказ Нижегородской епархии) составляли, не только документы делопроизводства: следственные дела, ведомости, приходно-расходные книги, прошения, выписки, доношения, рапорта, различные описи, указы Синода, протокола, реестры, материалы ревизий, отчеты, дознания, но и книги и рукописи. По архивным данным в этом собрании было более двух тысяч документов за 1750- 1785 годы.

Так, в Духовную Консисторию поступили, уцелевшие от пожара, церковная утварь и книги, сгоревшей Николаевской церкви в городе Балахне. Среди документов обнаружилось прошение «О выдаче консисторией Евангелия, из упраздненного Николаевского монастыря». В 1688 году из патриаршей казны в нижегородский Происхожденческий монастырь, пострадавший от пожара, была пожертвована Минея общая 1674 г. В бумагах Нижегородского консисторского архива находились: доношение, напечатанное в конце «Пращицы» (в 1721 году Питиримом написаны ответы на 240 раскольнических вопросов, которые напечатаны под названием «Пращицы»), копии с доношений Питирима, Временник Императорского московского общества истории и древностей российских, а также «Сборники» проповедей, духовных лиц и семинаристов. Выписывались книги, для новокрещенных. Наличие девяти книг кириллической печати, поступивших в Нижегородскую духовную консисторию в XVII- XVIII веках, подтверждено по сохранившимся в них штампам библиотеки. Это книги московской печати: «Евангелие» 1628, 1681, 1689 гг., «Устав» 1641 г., «Библия» 1663 г., «Поучения» Кирилла Иерусалимского 1772 г., вторая часть «Деяний церковных и гражданских» Георгия Кедрина 1794 г., «Толкование» воскресных евангелий и львовский «Апостол» 1639 г. 

В Архиерейском доме с 1713-1800 годы хранилось 143 документа – представляя собой собрание книг и документов.

Кроме монастырей, имели свои библиотеки и учебные заведения епархии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: