Внимательно посмотрите на предложенные иллюстрации. Попробуйте определить невербальные сигналы каждого персонажа (жесты, поза, мимика).
А)
Б)
Задание 7. Время выполнения: 7 минут.
Активное слушание – это умение слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону. Особенно это важно при взаимодействии с детьми. Ребенок должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют – эмпатическим слушанием.
Внимательно прочитайте описание ситуации. Какие техники активного слушания использовала мама в диалоге с девочкой?
Ира, 6 лет, утром не хочет вставать, брыкается из-под одеяла и кричит, что все злые.
Ира: Уууу, вы все плохие, я не буду вставать.
Мама: Ты не хочешь вставать.
Ира: Не хочу!
Мама: Ты не хочешь идти в сад и расставаться со мной.
Ира: Не хочу идти в этот дурацкий сад!
Мама: Тебе грустно, что надо каждый день со мной прощаться на полдня.
Ира (вылезая из-под одеяла и с плачем залезая к маме на колени): Да, я бы больше хотела быть весь день с тобой.
Мама: Я тебя понимаю. Я бы тоже хотела все дни проводить с тобой и не ходить на работу. Если бы только у меня была волшебная палочка!..
Ира улыбается, вытирает слезы и начинает мечтать о том, что можно было бы сделать с помощью волшебной палочки. Сборы в сад проходят спокойно и без слез.
Прочитайте описание предложенных ситуаций. Попытайтесь выстроить диалог с ребенком, используя техники активного слушания. Проиграйте данные ситуации в ролях.
Ситуация 1
На детской площадке у трехлетнего Вани отобрали его машинку. Он с ревом бросается к воспитателю…
Ситуация 2
Воспитатель замечает, что Никита (5 лет), сложив руки на груди, отвернулся от компании мальчиков и не принимает участие в общей игре. Воспитатель подходит к мальчику для выяснения причин такого поведения.
Задание 8. Время выполнения: 5 минут
Разработайте правила межличностного общения, способствующие преодолению коммуникационных барьеров (например, «Уважать собеседника, каким бы он ни был»).
Педагог дополнительного образования Балцан Т.М.