Содержание образования является одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры. В зависимости от существующих подходов к образованию, понятие «содержание образования» приобретает разные смыслы.
В традиционном знаниево-ориентированном подходе содержание образования рассматривается как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» [Педагогический словарь, 1960].
В этом подходе знания становятся абсолютной ценностью, главным смыслом образования. При этом интересы самого человека, его потребности не учитываются, возникает явление «отчуждения» знаний от личности, школы от жизни.
В свете нового, личностно-ориентированного подхода к образованию, его содержание понимается как педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). В этом случае содержание образования направлено на развитие целостной личности: его природных особенностей (здоровья, способностей), его социальных качеств (гражданина, деятеля) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества).
|
|
Идея развития целостной человеческой личности, возращение человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится сегодня доминирующей и определяющей содержание современного образования.
В отборе содержании образования можно выделить две основные теории, которые сложились в конце ХVIII – начале ХIХ в.в.:
· теория материального образования (или энциклопедизма) − Я.А. Коменский, Дж. Мильтон);
· формального образования (или дидактического формализма) − А. Дистервег, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.
Сторонники теории материального образования (или энциклопедизма) считают, что главное назначение образования состоит в передаче обучающимся как можно большего объема знаний из разных наук. При этом они придерживаются точки зрения Я.А.Коменского о том, что выпускник должен быть энциклопедически образованным.
Главной задачей формального образования (или дидактического формализма) является развитие умственных способностей и познавательных интересов учащихся. При этом основным средством этого развития выступало изучение математики и иностранных языков (Дж. Локк, А. Дистервег, И. Г. Песталоцци).
|
|
Критика рассмотренных выше подходов была дана в ХIХ в. К.Д. Ушинским. Он утвердил в российской педагогике идею обеспечения единства формального и материального подходов к отбору содержания образования.
В современной педагогике эта идея нашла отражение в принципах формирования содержания образования, разработанных В.В. Краевским. Это принципы:
ü соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности;
ü единства содержания и организации образования;
ü гуманитаризации содержания образования (нацеленность на создание условий для развития личности, приоритет дисциплин гуманитарного цикла и пр.);
ü фундаментализации образования (нацеленность на обучение способам добывания знаний, на изучение законов, освоение методологических подходов).
Данные подходы определяют современные требования к содержанию образования. В ст. 14 Закона «Об образовании» подчеркивается, что оно должно быть ориентировано на:
Ÿ обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации;
Ÿ развитие общества;
Ÿ укрепление и совершенствование правового государства.
Принципы формирования содержания образования позволяют выделить критерии отбора содержания образования и его элементы.
Критерии отбора содержания образования принятые в современной российской школе предложены Ю. К. Бабанским:
† целостное отражение в содержании общего образования задач гармоничного развития личности и формирование ее базовой культуры;
† научная и практическая значимость содержания, включаемого в основы наук;
† соответствие сложности содержания учебных предметов реальным учебным возможностям учащихся того или иного возраста;
† соответствие объема содержания учебного предмета имеющемуся времени на его изучение;
† учет международного опыта построения содержания общего среднего образования;
† соответствие содержания общего образования имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
В содержании образования выделяют четыре элемента (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин):
1. Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности. Их усвоение обеспечивает формирование в сознании учащихся естественно-научной картины мира, вооружает правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
2. Система умений и навыков, т.е. приобретенный опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера, а также умений и навыков, специфических для того или иного учебного предмета.
3. Опыт творческой деятельности призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
4. Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями, условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей духовной сферы личности.
Элементы содержания образования в начальных классах имеют свою специфику.
Прежде всего, в них учитывается опыт ребенка и те представления об окружающем мире, которые сложились до школы. Теоретические знания в начальной школе связываются с практическими упражнениями. Система практических умений и навыков в начальных классах дается при ведущей роли теоретических знаний. Кроме того, содержание учебного материала отбирается таким образом, чтобы формировать нравственные качества младших школьников, их эстетические вкусы, способствовать становлению эмоционально-ценностных отношений.
В педагогике существуют разные структуры изложения учебного материала:
|
|
a линейная
a концентрическая
a спиральная
a смешанная
Линейная структура – учебный материал располагается как непрерывная последовательность взаимосвязанных между собой звеньев. Предполагаемый материал излагается только один раз и следует один за другим.
Концентрическая структура – это повторение одного и того же материала, когда изучение нового строится на основе уже изученного. При этом новые знания углубляются, расширяются.
Спиральная структура – в отличие от предыдущих структур здесь имеет место логическое развертывание проблемы; рассматриваемая проблема всегда остается в поле зрения обучающегося, постепенно расширяя и углубляя знания, с ней связанные.
Смешанная структура – является комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. В начальной школе все чаще используется именно эта структура содержания образования. Объясняется это тем, что она позволяет маневрировать при организации содержания, позволяет излагать его части различным способом.
К основным тенденциям развития содержания образования относятся: гуманизация, демократизация, повышение культуросообразности школьного образования, широкая дифференциация содержания образования и его стандартизация.
Стандартизация образования вызвана необходимостью сохранения единого уровня общего образования в условиях разнообразия типов образовательных учреждений и вариативности учебных программ.
Стандарт − в переводе с английского «мерило», «образец».
Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В. С. Леднев).
Стандарт образования определяет содержание образования на каждой из его ступеней, обеспечивающее необходимую образовательную подготовку обучающегося; требования к обязательному минимуму подготовки учащихся в рамках указанного содержания; максимально допустимый объем учебной нагрузки на школьников.
|
|
В Законе «Об образовании» (ст.7) указывается, что в РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения.
Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых определяет единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в мировое образовательное пространство.
Национально-региональный компонент содержит нормативы, которые относятся к компетенции регионов (например, в области изучения родного языка, литературы, истории, искусства и пр.).
Компонент образовательного учреждения отражает специфику и направленность образования в конкретном образовательном учреждении (лицее, гимназии).
Для начальной школы авторским коллективом под руководством доктора пед.наук Н.Ф. Виноградовой разработан временный образовательный стандарт начального образования. В нем подчеркнуто, что содержание образования ориентировано на общечеловеческие ценности и обеспечивает гуманизацию и гуманитаризацию начального образования, снятие избыточной идеологизации и политизации обучения.
В стандарте определены важнейшие задачи начального образования:
Ø адаптация к окружающей природной и социальной среде, формирование нового социального статуса – ученика, школьника;
Ø овладение разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной и др.);
Ø формирование личностного отношения к окружающему, этических, нравственных норм, самоконтроля и самооценки;
Ø определенный уровень общей эрудиции, характеризующий готовность к дальнейшему обучению.
Временный образовательный стандарт начальной школы разработан на двух уровнях:
Ÿ обязательный минимум содержания начального образования (уровень предъявления содержания);
Ÿ требования к уровню подготовки учащихся.
Цель начального образования – воспитание личности ребенка на основе формирования учебной деятельности. Реализация общей цели начального образования проходит по основным содержательным линиям:
ä язык и литература;
ä математика;
ä природа;
ä человек;
ä общество.
Разработка образовательного стандарта не по учебным предметам, а по образовательным областями, дает возможность создания разнообразных программ, учебных планов с вариативным набором предметов. Однако в каждом учебном предмете должно найти место решение задач развития основных деятельностей, присущих ребенку этого возраста (учебной, коммуникативной, читательской, изобразительной, трудовой и др.), причем существенное значение приобретает направленность предметного обучения на формирование ведущей деятельности младшего школьника – учебной.
Сущность стандарта образования раскрывается через его многообразные функции. Среди них следует выделить: функции социального регулирования, гуманитаризации образования, управления, повышения качества образования.
ДЗ будет в сб
РЯсМП 04.05. 2020