Школьников.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач школы. Это сложный педагогический процесс, в
основе которого лежит формирование патриотизма как личностного
качества.
Для патриотического воспитания должно происходить взаимодействие
ребёнка со взрослым – общение и совместная деятельность, которые будут
направлены на приобщение к национальной и региональной культуре, к
природе родного края; на раскрытие и формирование в ребёнке
нравственных качеств личности, моральных норм и принципов, которые
становятся внутренними мотивами поведения.
Патриотизм далеко не означает ненависть и неуважение к другим
народам. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою
родину должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения
к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности. Гуманное
отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в
первую очередь под влиянием родителей, педагогов – взрослых, которые
|
|
находятся рядом с ним. Каждый ребёнок должен знать: исторически
сложилось так, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у
каждого народа свой язык, обычаи и традиции, и к ним нужно относиться
уважительно.
Под патриотическим воспитанием в начальной школе понимается
постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение родной культуры, великих свершений народа.
Сущность патриотического воспитания в начальной школе заключается
в том, что патриотизм не навязывается «вслепую», просто потому, что так
надо – любить Родину, в том, что дети узнают, какая она – наша Родина, что
они могут для неё сделать, за что могут ценить, уважать и любить её.
Особенностью патриотического воспитания в начальной школе
является то, что у младших школьников формируются лишь основы
патриотизма. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам
образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что
результаты патриотического воспитания должны отражать:
1) формирование основ гражданской идентичности; осознание
учащимися понятия «Родина»;
2) уважение к культурному и историческому прошлому России;
3) ценностное отношение к старшему поколению;
4) уважительное отношение к природе;
5) знание и уважение государственной символики Российской
Федерации;
6) уважительное отношение к истории и культуре других народов
|
|
Как можно сформировать у ребёнка чувство любви к Родине, если он
не знает, что такое Родина, не знаком с её государственной символикой,
культурными традициями, особенностями природы? Именно эти знания, на
наш взгляд, будут способствовать формированию у младших школьников
основ патриотизма.
Знания будут способствовать формированию нравственных понятий и
чувств младшего школьника в том случае, если созданы особые условия для
их получения, использованы определённые формы и методы воспитания.
Задача учителя – отобрать из массы впечатлений, которые ребёнок может получить, те, которые будут ему наиболее доступны, и преподать их в
подходящей форме.