Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться. Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребёнок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и её последствиями. Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.
Важно обращать внимание детей на творческое отношение взрослых к своему труду (подробно работа по данному разделу воспитания рассматривается в рамках курса «Методика ознакомления детей с социальной деятельностью»).
Художественные средства:
· художественная литература,
· музыка,
· изобразительное искусство.
С помощью, данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают
окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
|
|
Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественно значимость труда людей.
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребёнка («Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, а руки делают»), высказать отношение к лени («У лодыря Федорки всегда отговорки», «Труд кормит, а лень портит», «Ленивые руки чужие труды любят», «Умелые руки не знают скуки»), подчеркнуть важность труда («Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Хочешь есть калачи, не лежи на печи») Пословица не воспринимается ребёнком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.
Моральная ценность труда утверждается и в сказках. Во многих народных сказках положительный герой, как правило, трудолюбив, готов помочь другому и поэтому в конце концов награждается любовью, богатством, признанием.
В авторских художественных произведениях отражено отношение к труду как важной деятельности человека («Кем быть?» В.Маяковского, «А что у вас?» С.Михалкова), показан процесс труда («Как печатали вашу книгу» С.Маршака,, «Про чай», «Как вата на кусте растёт» А.Ивича и др.), рассказывается об отношении человека к труду, любви к своей профессии, самоотверженности и добросовестности («Какие они, полярники» А.Членова, «Сквозь буран» И.Винокурова). Важна и энциклопедическая литература, из которой дети узнают и о происхождении разных профессий, и о процессе изготовления вещей, предметов, и о знаменитых людях, чей труд оказал влияние на прогресс человечества. С помощью художественного произведения можно сделать обобщение о пользе труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий.
|
|
Вот, например, стихотворение Ю.Тувима «Всё для всех»
Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова!
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, наточает?
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Читая детям художественные произведения о труде, воспитатель решает сразу несколько важных обучающих и воспитательных задач: дети узнают о разных профессиях, у них появляется интерес ещё к одной стороне деятельности взрослого человека, формируется отношение к ней, по крупицам складывается образ, к которому ребёнок начинает стремится, создавая себя. Правда, это может произойти лишь при условии, если воспитатель использует художественную литературу как средство решения педагогических задач, сам убеждён в важности труда и наличия в личности качеств человека-труженика, является для детей примером в этом и умеет сочетать чтение художественных произведений с организацией собственной трудовой деятельности и деятельности детей.
Средством воспитания детей выступают и произведения изобразительного искусства. Рассматривая картины мастеров художников, дети не только видят процесс труда, но, что более важно, проникаются настроением картины. В одном случае – это радость, эмоциональный подъём («Хлеб» Т.Яблонской), в
другом – тихая, спокойная передышка («Ужин трактористов» А.Пластов), наслаждение своим трудом («Кружевница» В.Тропинина). Но труд не всегда. лёгок и прост. Дети должны знать это, чтобы научиться относиться к людям, которые трудятся с уважением, сочувствием. Поэтому со старшими дошкольниками можно рассматривать и такие картины великих мастеров, как, например, «Кочегар» Н.Ярошенко или «Ремонтные работы на железной дороге» К.Савицкого и другие. Воспитатель может порекомендовать родителям сходить с детьми в картинную галерею или посмотреть репродукции дома и побеседовать о содержании картин со своим ребёнком.
К группе художественных средств трудового воспитания относятся
диа- и видеофильмы, слайды. К сожалению, особенно в последние годы, мало создаётся таких средств на тему труда людей. Однако в прежние годы их было достаточно, и они не утратили своей актуальности. Так, например, диафильм «» Как трудятся колхозники в разное время года» несовременен лишь словом «колхозники», всё же остальное – содержание труда, его процесс вполне современны и диафильм можно показывать детям и проводить по нему беседу о труде людей в сельском хозяйстве.
Помогает воспитанию желания трудится музыка. В опыте наших болгарских коллег уже давно используется музыка как сопровождение труда детей. Магнитофонные записи можно использовать и в группе, и на участке. Музыка повышает настроение, придаёт работе определённый ритм. Под музыку физический труд становится легче и приятнее. Её можно использовать во время коллективной уборки групповой комнаты, во время ручного труда, труда на пришкольном участке. Дети могут тихонько подпевать исполнителю. Хорошо, если воспитатель вместе с детьми тихонечко поёт спокойную песню и
|
|
работает. Конечно, это возможно в тех случаях, когда не идёт прямое обучение трудовым действиям.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Способы объединения детей в труде:
1. Труд рядом - используется, начиная с младшей группы; в работе каждый независим, это дает возможность ребенку действовать в 'индивидуальном темпе, а воспитателю - учесть его возможности, установить контакт с каждым ребенком; успешно решаются задачи формирования необходимых навыков, устойчивого внимания к делу, умение доводить его до конца;
2. Коллективный труд общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы (уборка групповой комнаты или участка, оформление зала или групповой комнаты к празднику).
Условия:
I. Объединять всех детей можно только после того, как они приобретут
необходимый опыт работы в небольшом коллективе.
2. Организуя коллективный труд детей всей группы, целесообразно делить их
на несколько звеньев (до 4-х), каждому из которых предлагается какое-либо
общее задание.
3. содержание общей работы включаются только те виды труда, навыками
которых дети владеют достаточно хорошо,
4. Трудом должны быть охвачены все дети.
Коллективный труд.
Коллективный труд – это организация труда, при которой дети на ряду с трудовыми заданиями решают и нравственные задачи:
- договариваются о разделении труда
- помогают друг другу (в случае необходимости)
- болеют за качество общей, совместной работы.
При этом воспитатель планирует ситуации, которые будут провоцировать детей к установлению взаимоотношений. Не допускает случайных объединений детей, а продумывает их.
|
|
Пример: с кем поставить работать Настю – она отвлекается, какое задание лучше дать Юре – он не умеет работать быстро и т. д.
Коллективная форма способствует целенаправленному воспитанию коллективных взаимоотношений.
Коллективный труд воспитывает:
- чувство локтя
- защищённость
- взаимопонимание
- создаёт положительный эмоциональный настрой, то что А.С. Макаренко называл мажором в коллективе.
Коллективный труд вводиться в старшей и подготовительной группе.
Объединяет общий, совместный, коллективный труд:
- общественно направленная цель детской деятельности
- результат труда – всегда является польза для всех
- уборка помещения;
- Участка.
- оформление групповой комнаты к празднику,
Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.
3. Общий труд - один из видов собственно коллективного труда, в котором дети объединяются общим заданием и обобщением результатов работы всех участников;
Впервые может быть организован в средней группе во 2-ой половине дня
имеет место во всех видах труда, организуется как общее поручение, дает
возможность ребенку почувствовать себя членом коллектива, осознать
полезность своего труда, убедиться в отношении коллектива к нему как члену
детского общества; значимость каждого отдельного результата и связь его с
другими выступает только после окончания самого процесса деятельности;
4. Совместный труд, его особенностями являются:
а) наличие ряда последовательных этапов (каждый ребенок выполняет не все
задание целиком, а какую-либо часть, многократно повторяет одни и те же
действия и всякий раз передает результат своего труда следующему
участнику, который продолжает работу дальше; при этом дети оказываются в
зависимости друг от друга;
б) неодновременное включение детей в процесс деятельности;
в) каждая из предложенных операций имеет некоторую законченность;
представляет большие возможности для формирования положительных
взаимоотношений между участниками.
5. Индивидуальный труд применяется во всех возрастных группах и во всех видах трудовой деятельности. Он характеризуется тем, что ребенок от начала до конца выполняет процесс труда индивидуально, ни с кем из участников трудового процесса не связан.
Формы организации трудовой деятельности детей
Выбор той или иной формы организации трудовой деятельности
Детей зависит прежде всего от:
1) возрастных и психофизиологических возможностей детей;
2) уровня трудового опыта детей;
3) конкретных воспитательных задач, которые ставит воспитатель,
организовывающий трудовую деятельность;
4) содержания труда.
Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей.
ТРУДОВОЕ ПОРУЧЕНИЕ - возложение на ребенка конкретного задания,
которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников.
Поручить - значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как
с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
Особенности: они всегда исходят от взрослого, в них заключена четкая
направленность на получение результата, конкретно определена задача; это
наиболее простая форма организации трудовой деятельности дошкольников;
особое воспитательное значение имеют в работе с детьми младшего
дошкольного возраста, дают возможность воспитателю разграничить игру и
труд; в них заключается элемент требования, с помощью которого малыш
приучается действовать целенаправленно, осознавать, что он выполняет
задание взрослого; помогает воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, наличием трудовых умений и навыков, отношением
ребенка к порученному делу, умением доводить работу до конца,
предоставляют широкие возможности для индивидуальной работы с детьми,
дают возможность воспитателям повседневно, систематически приобщать
детей к посильному труду, создают в группе деловую атмосферу. Поручения
многообразны по трудности (простые, сложные), характеру выполнения
(индивидуальные или совместные), времени исполнения (кратковременные,
эпизодические, длительные).
Содержание: поручения детям
· младших групп носят преимущественно
индивидуальный характер: по просьбе воспитателя поставить в шкаф забытую обувь, поднять оброненную вещь, положить на место, помочь вынести на участок игрушки, собрать их перед уходом с прогулки,
раздать карандаши для рисования, смести с лавочки песок и т. д.;
· В средней группе детям дают поручения полить комнатные растения, правильно расставить по местам мягкие игрушки, помыть мыльницы, поставить на место, покормить рыбок, раздать доски для занятия лепкой,
подмести веранду, поправить одежду в шкафах, закрыть их, вытереть полочку
от пыли и др.;
· в старших группах воспитатель привлекает детей к выполнению
самых разнообразных поручений, не входящих в обязанности дежурных,
особое место занимают поручения - задания, результат которых отсрочен во времени (посеять, посадить, постирать кукольное белье, принести из дома открытку, картинку определенного содержания и др.), даются поручения общественного характера (помочь детям младших групп, сотрудникам детского сада,)
Задание
Составьте перечень трудовых поручений (возрастная группа не менее 7)
№ | Самообслуживание | В природе | Хозяйственно бытовой | Ручной труд |
1 |
ДЕЖУРСТВА - такая форма организации труда детей, в которой дежурные такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Особенности: это более сложная по сравнению с поручениями форма
организации труда детей, требующая большей самостоятельности;
дежурные ставятся в условия обязательности выполнения дела, не могут отказаться от него, заняться в это время другой, более интересной для него работой или переключиться на игру;
дают возможность формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, воспитывать умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь.
Всё это нужно не кому-то одному из участников труда, а им всем.
Ребёнок как субъект трудовой деятельности.
Исследования последний лет и наблюдения за деятельностью педагогов ДОУ убедительно доказывают, что «эффективность полноценного развития ребенка связана с освоением им позиции субъекта деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное эмоционально-личностное развитие дошкольника, оформляется у него новое психическое образование – ценностность, которая определяет его самореализацию как субъекта в той или иной деятельности».
На практике во многих образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание созданию условий для освоения детьми позицией субъекта разнообразных видов детской деятельности. Модель субъект-субъектного взаимодействия педагогов с детьми остается только провозглашенной: воспитатели слабо используют весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, уровня развития.