Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой среднего профессионального образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста.
В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и учащимся. Но в современном понимании информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.
Интенсивное внедрение информационных процессов в науку, производство требует новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развивать свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.
|
|
Эффективность любого вида обучения, и в первую очередь производственного, зависит от ряда составляющих: технической базы, эффективности разработанных методических материалов, технологий обучения, используемых при организации обучения.
Информационные технологии в частности компьютер помогают решать следующие задачи в обучении:
1. Обеспечение обратной связи в процессе обучения.
2. Обеспечение индивидуализации учебного процесса.
3. Повышение наглядности учебного процесса.
4. Моделирование изучаемых процессов или явлений.
5. Организация коллективной и групповой работы.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на:
· иллюстрационные,
· консультационные,
· программы-тренажеры,
· программы обучающего контроля,
· операционные среды.
Основные достоинства обучения новым навыкам с помощью ПК:
1. Работа в реальной лаборатории требует больших временных затрат на подготовку эксперимента, электронная же лаборатория всегда под рукой, что позволяет сделать изучение электронных схем более доступным и соответственно экономить время на уроке.
2. В природе не существует двух совершенно одинаковых элементов, то есть все реальные элементы имеют большой разброс значений, что приводит к погрешностям в ходе проведения эксперимента. А в виртуальной лаборатории все элементы описываются строго установленными параметрами, поэтому каждый раз в ходе эксперимента будет повторяться результат, определяемый только параметрами элементов и алгоритмов расчета, что дает достоверность измерений.
|
|
3. Работая с симуляционными программами, учащийся застрахован от случайного поражения электрическим током, а приборы не выйдут из строя из-за неправильно собранной схемы
4. В распоряжении учащихся имеется такой широкий набор приборов, который вряд ли будет доступен в реальной жизни.
5. Сложные схемы занимают достаточно много места, изображение при этом стараются сделать более плотным, что часто приводит к ошибкам в подключении проводников к элементам цепи. Электронная лаборатория позволяет разместить схему таким образом, чтобы были четко видны все соединения элементов и одновременно вся схема целиком.
Необходимым условием для реализации компьютерного обучения при освоении специальности является умение учащихся работать на ПК с пакетом основных программ (Н-р: текстового редактора Word; электронные таблицы Excel; построение электронных схем Visio; электронная лаборатория Electronic Workbench).
Традиционно при изложении нового материала преподавателем используются словесные методы, демонстрация наглядных пособий, трудовые приемы и т.д. задача преподавателя – превратить все виды учебной деятельности учащихся в живой источник получения новых и расширение старых знаний.
Видеофильм – самое распространенное техническое средство обучения, позволяющее демонстрировать объекты и явления в движении, развитии, анализировать и обобщать материал, а также осуществлять переход от конкретного восприятия к абстрактному. С помощью учебного фильма можно выделить основное и скомпоновать процессы не в естественной последовательности, а так, как это наиболее удобно для понимания их характера. В восприятии звукового фильма активно участвуют и зрение, и слух. Однако временность воздействия на органы зрения и слуха выгодно отличает учебный видеофильм от других средств обучения, позволяет решать важные дидактические задачи.
К настоящему времени в среде специального профессионального образования накоплен немалый опыт использования информационных технологий как средства обновления образовательного процесса, отбора и проектирования содержания обучения, организации контроля за деятельностью учащихся на уроках производственного обучения.
В повышении качества обучения можно отметить следующие достоинства информационных технологий, в частности, мультимедиа-технологий:
· способствуют созданию эмоционального фона в образовательном процессе, повышают мотивацию учения за счет осознания ценности творческого труда в освоении современных информационных технологий;
· позволяют выработать позитивный стереотип поведения и адекватную рефлексию в ситуации «успеха-неуспеха»;
· способствуют выработке устойчивого интереса к отработке профессионального важных умений и навыков через изменяющуюся и усложняющуюся деятельность учащегося;
· могут выступать основой формирования профессионально важных умений и навыков.
Очевидно, что только полная взаимосвязь общеобразовательных и профессиональных знаний позволит сформировать личность будущего специалиста. Освоение учащимися современных информационных технологий положительно влияет на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.