ЦЕЛИ: формирование знаний по истории и техникам вышивки бисером, расширение кругозора учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия

Г.

ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИЯ ВЫШИВКИ БИСЕРОМ».

ЦЕЛИ: формирование знаний по истории и техникам вышивки бисером, расширение кругозора учащихся в процессе изучения данного вида рукоделия.

Древние ремесла никогда не перестанут привлекать рукодельниц своей красотой и искусством исполнения. На протяжении веков никакие блага цивилизации не заглушили потребности человека к творчеству – созданию чего-то такого, что вызывает удивление, восторг работой, выполненной практически из ничего.

Сегодня на уроке мы познакомимся со старинным ремеслом ручной вышивки для украшения одежды, выполненной бисером, стеклярусом, блестками.

Но прежде, я хочу, чтобы вы послушали историю маленькой бусинки, она как роман, полный тайн и неожиданных поворотов.

 

Великолепны и незабываемы изделия из бисера. Глядя на красивые, яркие узоры, причудливые композиции, в которых своеобразно отражаются фантастические, сказочные, а иногда и реальные изображения, поражаешься, с какой любовью и терпением трудились наши бабушки.

 

У современных бусин и бисера увлекательнейшая предыстория. Известно, что первобытные люди использовали в качестве украшений и амулетов природные материалы: зубы, кости убитых животных, семена растений, раковины и т. д. С течением времени человек научился обрабатывать твердые материалы, и тогда появились круглые каменные, а затем и металлические бусины.

Около 6000 года до н. э. в Сирии, Ливане и Турции появились бусины-амулеты, тогда же возникла торговля ими. В древности амулетам придавалось особое значение. Они использовались не только как украшение, но являлись своеобразными талисманами, которые, как верили древние, защищали своего обладателя от злых сил.

Точно неизвестно когда, где и как появилось стекло. В легенде о возникновении стеклоделия рассказывается, что когда-то, в очень далекие времена, купцы везли по Средиземному морю добытую в Африке природную соду. Остановившись ночевать, они на песчаном берегу развели костер и обложили его кусками соды. Утром в золе купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд, как камень, прозрачен, как вода, и переливался под лучами солнца. Так было открыто стекло.

Из кусочков стекла стали выполнять изделия, пришедшие на смену примитивным украшениям из ракушек, камня, зубов и позвонков животных, шариков из глины и семян растений,- сначала бусы, которые становились все мельче и мельче. Так получили бисер.

 

Самой старинной из дошедших до нас стеклянных вещей является бусинка, найденная в Египте при раскопках г. Фивы. Большую роль в распространении стеклянных бусин сыграли финикийские купцы, превратившие их в предмет меновой торговли по всему Средиземноморью.

Древние египтяне изготовляли бусины из непрозрачного стекла способом направления цветной стеклянной массы на каменные или костяные стержни. Полученные изделия назывались «бусра» или «бусер» (по-арабски «фальшивый жемчуг»). Это слово и дало название современному бисеру. Изначально бусинами украшались облачения усопших, также они использовались в качестве искупительных даров. В Месопотамии бусины служили показателем принадлежности владельца к состоятельным слоям общества.

Египтяне производили бисер черного, синего и зеленого цветов, наплавляя стеклянную массу на кусочки кварца. Особенно высоко ценились и считались амулетами бусины, называвшиеся «фаянсом». Их в золотой оправе носили фараоны. Позже из бисера научились плести ожерелья и браслеты, покрывать бисерными сетками женские платья. Даже усхи - символы божественной власти фараонов - создавались как из золота, так и из бисера, настолько высоко ценился этот материал.

В III – II вв. до нашей эры стеклянные бусины стали изготовляться и в Греции. Центром их производства был о. Родос.

Покорившие Египет римляне узнали секрет производства египетского бисера.

В 400 году до н.э. центром изготовления стеклянных бусин становится Александрия. Здесь зарождается новая технология производства «мозаичного стекла» с использованием цельных или полых стеклянных трубочек. Римляне освоили технику очищения стекла от цветных примесей. Бусины этого периода очень ценились благодаря их богатой цветной гамме и высокому качеству. Александрийские стеклянные бусы стали образцом для изготовителей венецианского стекла.

В период античности центрами производства стекла наряду с Египтом и Римом стали и мусульманские страны. Здесь стеклянные бусины также использовались в качестве амулетов. После падения Дамаска (1401 г) стекольное производство в исламских странах пришло в упадок, и с этих пор главная роль в производстве бисерного стекла стала принадлежать Венеции.

Стеклоделие в Венеции, Тюрингии, Богемии

В 6 в. н.э. образцы стеклоделия Римской империи попадают в Византию, а уж из Византии – в Венецию.

В 10 в. начинается расцвет венецианского бисерного производства. В начале 13 в. в связи с участившимися пожарами венецианские стеклодельные мастерские «переселились» из города на соседний о. Мурано, который и стал на долгие годы единственным в Европе местом изготовления стеклянного бисера. Секреты создания «драгоценных» бусинок тщательно оберегались под страхом смертной казни. Искусство изготовления бисера и бусин использовалось для имитации драгоценных камней и производства четок.

Венецианские бусы и бисер обрели мировую известность благодаря высокому качеству и разнообразию цветовой гаммы. Мастера бисерной вышивки украшали ими предметы одежды, сумочки, обувь, разнообразные изящные безделушки. Путешественники везли бисер из Европы в дальние страны в качестве сувениров и предметов обмена. Жители Африки, Америки, Океании меняли свои богатства - золото, меха, пряности - на яркие блестящие бусы. Туземцы стали использовать диковинные бусинки вместо традиционных украшений из раковин, семян, костей и т.п. В европейских странах мастера – стеклоделы долгое время пытались начать собственное производство стекла и бисера. Однако их изделия не выдерживали конкуренции с венецианскими. И лишь в Чехии, в Богемии удалось освоить производство стекла и бисера высокого качества. Богемские мастера научились гранить его и покрывать цветными эмалями, перещеголяв в этом искусстве венецианцев.

Бисерный промысел в России.

 

В Древнюю Русь бисерные изделия были впервые завезены из Византии. А уже в 11в. в Киеве появились свои кустарные мастерские, в которых изготовлялись стеклянные сосуды, бусины, смальты для мозаики. Качеством и оригинальностью изделия русских умельцев восхищались даже венецианские купцы. Однако развитие стекольного производства на Руси на долгие века было прервано нашествием монголо-татар. В 15 в. бисер ввозился в Россию из Венеции и был настолько дорог, что использовался как украшение наравне с жемчугом. Новые попытки возродить бисер в России были предприняты лишь в 17 в. В 1668 году в подмосковном селе Измайлово был заложен стекольный завод. После его строительства приехали мастера из Венеции. Но постоянное производство бисера им наладить не удалось. Следующая попытка организовать бисерное производство в России была предпринята М.В. Ломоносовым. Он писал прошение царю о разрешении постройки стекольной фабрики, «ибо бисер еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое множество ценой за многие тысячи». И действительно, сотни пудов бисера и стекляруса ежегодно ввозились в страну через Санкт-Петербургский порт. Пытаясь убедить власти в необходимости открыть российское стеклянное производство, Ломоносов пишет поэтическое «Письмо о пользе Стекла»:

 

Но в чем красуетесь, о сельски нимфы, вы?

 

Когда, лишась цветов, поля у вас бледнеют

 

Или снегами вкруг глубокими белеют,

 

Без оных чтобы вам в нарядах помогло,

 

Когда бы бисеру вам не дало Стекло?

 

Или еще на вас в нем больше красота,

 

Когда любезная в вас светит простота!

 

Так в бисере Стекло подобяся жемчугу,

 

Любимо по всему земному ходит кругу.

 

Им красится народ в полунощных степях,

 

Им красится арап на южных берегах

 

В Америке живут, мы чаем, простаки,

 

Что там драгой металл из сребренной реки

 

Дают европскому купечеству охотно

 

И бисеру берут количество несчетно…

 

Его прошение было одобрено – в России построили фабрику.

 

И в 1752 году на фабрике в Усть – Рудице под Петербургом была получена первая стеклопродукция. Многие сорта изготовленного бисера не имели иностранных аналогов. Но после смерти Ломоносова фабрику закрыли, и производство бисера в России было приостановлено. Кое-где его изготавливали в небольших кустарных мастерских. В конце 19 века в стране вновь возрождается производство отечественного бисера.

 

В Европе в 17 – 18 веках производство бисера тоже резко сократилось. Однако в 19 веке бисер вновь входит в моду. Появляются машинные, более дешевые способы его производства. Благодаря этому украшения становятся доступны среднему сословию. Бисер широко используют для украшения пуговиц, пряжек, деталей одежды, отделки подушек и драпировок.

 

Украшения – часть ритуалов.

 

Первые украшения служили средством общения с божествами и духами, и носили их обычно мужчины. Разнообразные бусы, ожерелья, фигурки-амулеты должны были отпугивать злые силы и приносить удачу в бою или на охоте. Шаманы, знахари и колдуны использовали бусы в своих ритуалах. Важная роль отводилась украшениям во время праздничных церемоний. Народы, избежавшие влияния европейской цивилизации, по сей день хранят эти традиции. Европейцы, попавшие в Новый свет, отмечали использование бус индейцами. С течением времени помимо функции защиты от злых духов у украшений появилась и другая, социальная. Они стали играть роль «визитной карточки», помогая владельцу выделиться из толпы соплеменников, заявить о своем «я». По внешнему виду человека, его одежде, украшениям, орнаменту вышивки можно было определить принадлежность к определенному племени, место жительства, социальный статус, состав семьи, род занятий, достаток. Но своего основного декоративно-эстетического назначения украшения не теряли никогда. Многие виды украшений, традиционно относимые к женской одежде и моде, изначально носились мужчинами. Так, браслеты у германских воинов были символом мужества и доблести, одновременно служа защитой в бою. Серьги также носились мужчинами. В Европе это было традиционное украшение в среде военных, моряков и пиратов. Известно, что русские князья тоже носили серьги, причем обычно в одном ухе.

 

На Руси в старину было принято пышно украшать воротники мужских кафтанов. Их отделывали вышивкой шелком, жемчугом, бисером и полудрагоценными камнями. Бисером, жемчугом, перламутром пышно расшивались церковные одеяния, декорировались переплеты книг, ритуальные предметы. Нарядный привозной бисер ценился очень высоко и в изделиях зачастую соседствовал с золотом и драгоценными камнями. Но в России существовали и традиционно женские украшения – кокошники. Этот головной убор обычно расшивался узорами из жемчуга, бисера и перламутра. На лоб спускалась поднизь – сетка, нанизанная из бисера или стекляруса. В южных губерниях бисером и бусинками украшали верхнюю юбку – поневу. На Крайнем Севере бисерной вышивкой отделывались шубы, унты и даже оленья упряжь. Каждый народ находил применение яркому, разноцветному бисеру.

 

С конца 18 века в России бисерное рукоделие в аристократических кругах было столь популярно, что стало неотъемлемой частью культурной жизни страны. В России бисерные изделия на продажу изготовлялись только в монастырях. А в основном бисероплетение было занятием «домашним», не для прибыли, а для души.

 

В Москве в Историческом музее хранится уникальный экспонат – трехметровая обивка дивана, вышитая мельчайшим бисером. При выполнении таких объемных работ в помощь хозяйке дома привлекались обычно помощницы из крепостных, которым доверялась вышивка однотонного фона. На изготовление столь масштабных предметов уходили месяцы кропотливого труда. В19 веке и в городах, и в дворянских усадьбах распространился обычай дарить родным и знакомым милые сувениры, собственноручно сделанные из бисера. Любопытно, что бисерным рукоделием увлекались и мужчины. Красивый и прочный бисер использовали при изготовлении кошельков, обложек для альбомов и записных книжек, чехлов, футляров, детских игрушек. Бисером обвязывали трости и шкатулки, подстаканники и курительные трубки. Бисером вышивали картины и иконы, стены во дворцах украшали гобеленами из стекляруса. Так, в Китайском дворце в Ораниенбауме под Петербургом есть стеклярусный кабинет, полностью отделанный этим материалом, причем отечественного производства, изготовленным на Ломоносовской фабрике.

 

Наши прабабушки были весьма изобретательны. Их фантазия в области нарядных безделушек поистине безгранична. В музейных и частных коллекциях встречаются порой удивительные предметы: чехольчик на мелок, чтобы не пачкались пальцы, грецкий орех с бисерным орнаментом – основа для клубка шерсти, или немыслимое сооружение – подставка под чепчик. В Эрмитаже, например, среди прочих экспонатов имеется бисерный чехольчик на зубочистку, связанный крючком с орнаментом и даже с крышечкой! Оказывается, фраза в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя о том, что в доме Манилова «ко дню рождения приготовляемы были сюрпризы: какой-нибудь бисерный чехольчик на зубочистку», - вовсе не выдумка! В литературе 19 столетия часто встречаются упоминания о предметах быта, украшенных бисером. Среди экспонатов Эрмитажа имеется курительная трубка М.И.Кутузова с бисерным чубуком, разборные части которого сделаны его дочерьми.

 

«Бисерная лихорадка», вспыхнувшая в начале 19 века в Москве и Петербурге, очень быстро охватила провинциальные города и дворянские усадьбы. К концу века в России появился недорогой бисер, и рукоделие из него стало популярным и в крестьянских избах. Бусы и ожерелья, подвески и воротники простых крестьянок, безусловно, уступают в изяществе изделиям, выполненным светскими дамами, так как сделаны из крупного, тусклого и неровного бисера. Однако вещи, созданные мастерицами из народа, поражают фантазией и смекалкой, соединением, казалось бы, несовместимых материалов. В рукоделии использовалось все, что попадало под руку: от жемчужин и экзотических раковин до обычных цветных лоскутков и пуговиц.

 

Старинные изделия из бисера – произведения уникальные. Они хранятся в некоторых домах как семейные реликвии, выставляются в музейных экспозициях, коллекционируются любителями.

 

Современное применение украшений

 

Современные модельеры с успехом используют бусины, стеклярус, бисер, пайетки для украшения одежды и аксессуаров.

 

Валентин Юдашкин покрывает роскошной бисерной вышивкой вечерние платья. Жан Поль Готье украшает бусинками и бисером сумочки, а Осимар Версолато – пояса и воротники. Кристиан Лакруа собрал из бусинок отдельные фрагменты жакетов и брюк, а Пако Рабан – целое платье.

 

Бусинками украшают обувь и шляпки, перчатки и купальники и даже шубы! Невозможно описать все разнообразие современных изделий из бисера – бусы, браслеты, ожерелья. Бисерное плетение все шире применяется в украшении интерьера. Современные дизайнеры используют новые материалы и технологии, но по-прежнему их вдохновляют образцы старинного русского искусства, достигшего своего расцвета в 19 веке. Этот период был назван «золотым веком» русского бисера.

На представленной перед вами выставке вы видите образцы декоративно-прикладных изделий и вещей, украшенных бисерной вышивкой, блестками, бусинами.

 

Материалы и инструменты для вышивки бисером, блестками, бусинами.

Бисер – может быть изготовлен из стекла, металла, пластмассы, кости. Размер бисера обозначают номером: чем больше номер, тем мельче бисер. Наиболее распространен средний бисер от №8 до №10. Бисер может быть прозрачным, цветным, блестящим и матовым, с перламутровым оттенком или «бензиновым» покрытием.

 

Стеклярус – трубочки из цветного стекла. Размер стекляруса – его длина в мм. Стеклярус с острыми краями может перерезать не только нитку, но даже леску, поэтому при покупке лучше брать стеклярус с оплавленными краями.

 

Блестки – маленькие плоские блестящие кружочки или пластинки разной формы с отверстиями для крепежа. Могут изготавливаться из металла, стекла, слюды, синтетических материалов. Пайетки – большие плоские пластинки разной формы с отверстием для крепежа.

 

Стразы – имитация драгоценного камня.

 

Иглы – следует иметь очень тонкие (№ 0 или1) с длинным ушком, чтобы могла легко проходить в отверстие бисеринок. Лучшими считаются японские и английские иглы 11, 12, 13 (чем тоньше игла, тем больше ее номер).

 

Нитки – должны быть прочными, кручеными или на капроновой основе, для придания упругости ее вощат. Цвет нити подбирают под цвет фона.

Ткань – может использоваться практически любая (бархат, атлас, шелк, сукно, полотно, трикотаж), то есть как плотная, так и прозрачная. А так же мелкая канва, если бисер будет закрывать все изделие.

Уход за изделиями с бисерной вышивкой. Стирают такие вещи осторожно. Утюжат с изнаночной стороны, положив под изделие мягкую ткань. Ношение и хранение таких изделий требует особой аккуратности и к качеству бисера предъявляют повышенные требования.

Тестовый контроль

1.«Бусра» с арабского языка означает:

А) фальшивый жемчуг;

Б) стекло;

В) бусы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: