Типовой план анализа государственного и политического устройства общества

Раскрывая политическое устройство государства, установи:

1. Как организовано государственное управление –

А) каковы органы государственной власти в центре и на местах

Б) проследи порядок их образования, состав, полномочия и функции, социальную направленность деятельности.

*В) существуют ли политические партии? (если да, то какие, их место и роль в политической жизни страны, социальный состав и основные идейные позиции).

2. Сделайте вывод о существующей форме правления или политическом режиме.

3. Выясните отношение различных слоев населения к существующему политическому устройству.

*4. Обобщите и оцените политический строй и перспективы его развития.

 

Наиболее сложны для усвоения и понимания учащимися общественные идейно-политические течения и направления. (либерализм, консерватизм, анархизм, социалистические идеологии и т.п.). Использование типового плана может облегчить ученикам усвоение и этого материала.

Алгоритм анализа идейных течений.

1. Определите время и предпосылки возникновения идей (с чем было связано появление той или иной идеи в обществе; в какой исторической обстановке сложилась; как историческая ситуация повлияла на содержание идеи).

2. Назовите главных представителей идейного течения: раскройте, чьи интересы выражали, что подвергали критике, какой идеал стремились утвердить, какие средства для достижения цели предлагали.

3. Какова социальная опора идейного течения: на какие социальные слои общества опирались, политические партии и движения, основанные на данных идейных позициях.

4. Обобщите и оцените значение этого идейного течения в жизни общества.

 

Есть мнение, что подобные алгоритмы – это трафареты и их использование вырабатывает шаблонное мышление.

Согласны ли вы с таким утверждением?

 

Все выше приведенные алгоритмы – памятки связаны с изучением типичных явлений и являются незаменимым средством развития логического мышления: они направляют системный комплексный анализ объемного фактического материала, формируют и закрепляют логику исторического анализа. Следуя предложенной схеме, ученики вынуждены заглянуть вглубь изучаемых событий, выявить систему фактов, установить причинно-следственные связи. Используя общий план, они всякий раз применяют его для анализа нового фактического материала, то есть в новой учебной ситуации. Каждый раз план наполняется новым содержанием, а выводы учащихся могут отличаться значительной самостоятельностью. Просто их мысли и суждения, благодаря плану будут более систематизированы и упорядочены.

 

Работа с такими схемами-алгоритмами может быть организована по-разному и на различных уровнях самостоятельности учеников.

При первоначальном обучении работе со схемой нужно исходить из известных общих правил формирования умений: дать ребятам памятку, записать ее в тетрадь (или выдать ее в печатном виде как подготовленный дидактический материал), объяснить ее назначение, важность использования, прокомментировать ее пункты. Затем в совместной коллективной работе под руководством учителя последовательно проанализировать изучаемый материала и найти ответы на все обозначенные вопросы.

Работу важно сопровождать записями выводов по каждому пункту плана, таким образом, появится развернутый план, предельно конкретизирующий общую схему.

Подобные памятки неплохо оформить в виде наглядных пособий и вывешивать всякий раз при обращении к соответствующим учебным темам, пока ученики прочно не усвоят историческую логику анализа явлений.

В дальнейшем, с опорой на такие планы-памятки школьникам предлагается самостоятельно проанализировать материал, излагаемый учителем или содержащийся в параграфах ученика.

Вопросы типовых планов могут служить линиями сравнения аналогичных явлений и событий.

Например, в 7 классе при изучении народных движений первой четверти 18 века (в период петровских преобразований), используя типовой план анализа народных движений ученики могут сравнить выступления:

А) Астраханское восстание 1705-1706 гг.

Б) Восстание К. Булавина 1707-1709 гг.

В) Башкирское восстание 1705-1711 гг.

Г) Выступления работных людей

Д) религиозные выступления (старообрядцев)

Что было общего? Чем различались?

В общем, логические схемы –планы – удобное средство для постепенного перевода учащихся от простейшего элементарного анализа фактов к комплексному, системному анализу сложного исторического материала.

 

Особое место в процессе анализа исторического материала занимает выявление причинно-следственных связей.

Обратим на этот аспект анализа особое внимание, так как в выявлении причинно-следственных связей заключается суть исторического анализа: ибо вся история человечества – это неразрывная цепочка фактов, событий, явлений, взаимосвязанных причинами и следствиями.

Именно анализ причин и следствий событий подводит к пониманию истории и всевозможных ее уроков (героических, трагических, политических, нравственных).

Поэтому выработка умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи на основе анализа фактов – центральная развивающая задача в обучении истории.

Для этого ученики должны хорошо понимать смысл терминов «причина», «следствие», представлять весь комплекс возможных причин явления.

Соответствующие разъяснения надо сделать как можно раньше.

Как объяснить ребятам, что такое причина?

Причина – это то, что порождает новое явление (это могут быть события, изменения, произошедшие в жизни людей, деятельность конкретных людей, политиков и т.п.).

Может быть несколько причин, породивших явление, событие: экономические, политические, социальные, идеологические, религиозные.

Среди них следует выделять главные и второстепенные.

Отыскивая причины, мы отвечаем на вопрос: Почему так произошло?

Все эти пояснения даются в процессе работы с конкретным учебным материалом.

В подготовленных классах среднего звена, а в 8-9 классах обязательно вводится понятие «предпосылки».  Что это такое?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: