Дидактические игры на закрепление знаний о составе числа из единиц и из двух меньших чисел

    Игра «Божьи коровки»

Материал: карточки с изображением божьих коровок с цифрой на левом крыле; карточки с цифрами для второго крыла; цифры в кругах.

Варианты использования пособия:

1. Воспитатель кладёт цифру в круге над божьими коровками и предлагает детям подобрать цифру на второе крыло. Ребенок находит эту цифру и прикрепляет его на крыле.

2. На обоих крыльях божьих коровках разложены цифры. Ребёнок должен из двух чисел составить число и найти соответствующую цифру в круге.

    Игра «Мухоморы»

Материал: двухсторонние шляпки мухоморов: на одной стороне приклеены белые точки (от 1 до 10), на второй стороне – примеры; ножки мухоморов с цифрами от 1 до 10; кружочки белого и красного цвета.

Варианты использования пособия:

1. «Подбери ножку к шляпке мухомора»: Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпке совпадёт с цифрой на ножке.

2. «Реши примеры»: Надо решить арифметические примеры (на шляпке мухомора) и найти ответ (цифра на ножке мухомора). Задание считается правильно выполненным, если правильно решён арифметический пример.

3. «Равно — неравно»: Ведущий хаотично расставляет ножки к шляпкам мухомора. Зачастую цифры на ножках не совпадают с количеством точек на шляпках. Ребёнку необходимо с помощью двухсторонних фишек добиться совпадения цифры и количества точек. Для этого он перекрывает лишние точки на шляпке красной стороной фишки, а недостающие точки добавляет белой стороной фишки. Задание считается правильно выполненным, если количество точек на шляпе совпадёт с цифрой на ножке.

    Игра «Домики»

Материал: Домики с окошками. На каждом этаже только одна цифра. Набор цифр.

Ход игры: Цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже. Ребёнок должен подобрать и поставить цифру на второе окошко.

    Игра «Подбери колёса к машине»

Варианты использования пособия:

1. На машину кладётся цифра. Дети должны подобрать колёса к машине так, чтобы количество гаек на двух колёсах, обозначенное цифрами, составляло число, указанное на машине (подобрать все варианты).

2. К машине прикладываются колёса, обозначенные цифрами, а ребёнок должен определить их общее количество и положить на машину соответствующую цифру.

    Игра «Полянка»

Материал: Полянка (сделана из зелёного картона); 2 вида цветов из картона; в середине липучка для закрепления цифр на полянке.

Ход игры: На середину полянки кладётся цифра. Ребёнок должен составить это число из цветочков разного цвета.

    Игра «Числовик»

Материал: Циферблат с двумя стрелками.

Ход игры: Воспитатель называет любое число в пределах 10, а ребёнок указывает стрелками на числа, из которых можно составить это число.

ФРАГМЕНТ КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЦЕЛЫМ И ЧАСТЯМИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДРОБНЫХ ЧИСЛАХ

- Внимательно смотрите и слушайте, что я буду делать. У меня бумажная полоска, я сложу ее пополам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба.

- - На сколько частей я разделила полоску?

- - Верно, я сложила полоску один раз пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части.

- Равны ли эти части? (складываю полоску, убеждая детей в равенстве ее частей).

- Получились две равные части. Вот одна половина, а вот и другая половина.

- Что я сейчас показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной?

- Половина – это одна из двух частей целого. Половинами называют обе равные части. Это половина и это половина целой полоски.

- Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила две равные части?

- Что больше: целая полоска или одна из двух ее равных части?

- Что меньше: целая полоска или одна из ее половин?

- А если я сложу полоску вот так (не пополам), на сколько частей я разделила ее?

- Можно ли эти части назвать половинами?

- Почему?

ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ НА СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ФИГУРЕ КАК ПОКАЗЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ (ВЫСОТА, ШИРИНА И Т.Д.). ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ КАК ПРОИЗВОДИТЬСЯ ИЗМЕРЕНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ ПРОТЯЖНОСТЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ПРЕДМЕТА-ПОСРЕДНИКА И УСЛОВНОЙ МЕРКИ

Задачи:1. Учить сравнивать предметы по величине.

2.Познакомить с понятием высокий, низкий:

а)Сравнение идёт наложением, приложением и сопоставлением предметов.

б)Размерная разница д /б в 2 раза.

в) Сначала показываем круговым движением какой -большой.

г)Высокий-низкий формируется и показывается снизу - вверх протяжно во время наблюдений).

В гр. д/б создана среда: одни и те же предметы, но большие и маленькие

Д/б полный набор геометрические фигуры (7 плоскостных,7 объёмных) каждая большая и маленькая. Д/б предметы, кот можно сравнивать по высоте, уголки роста на каждого ребёнка -для стимулирования ребёнка, показывая какой высокий. ГР.

Средняя группа. Основная работа начинается с этой группы (над параметрами длины, высоты и величины в целом).Ведётся с использованием специального материала (специально подготовленные цветные полоски:

а)разного цвета;

б) различаются только тем параметром, о кот. идёт речь;

в)размерная разница между полосками д/б 1\5).

Алгоритм обучения:

Длина:

а)Для сравнения даём 2 полоски.

б) Предъявляем персонажи, которым нужны полоски.

в) Создаём проблемную ситуацию. (- Какая длинее? - Какая короче?- Как узнать?

г) Давайте сравним.)

д) Обращаем внимание на одну полоску. Какого цвета? Вот она какая длинная. Вот её длина(показ рукой ___) Покажем вместе длину (разными частями тела);

е)Обращаем внимание на другую полоску: А вот другая, вот какая она длинная. Вот и длина. Давайте узнавать какая длиннее)

ж) Положим одну на другую, чтоб совпали уголки. Если красная видна - значит длиннее или короче. А зеленая длиннее или короче. Обращаем внимание на показ ширина- снизу-вверх, сверху-вниз; высота- снизу - вверх; величина в целом-2-мя руками; толщина-сведением пальцев рук).

Сравнение отвечает на вопрос что больше, меньше, а измерение, сколько. Обучение сравнению начинается со среднего возраста. Сравниваем по длине, ширине, высоте идет с помощью полоски (может быть без мерки, а может быть, как условная мерка. Яблоки, червяки). Для того, чтобы научить сравнивать, создается спец. дид материал (специальная картинка, на которой не может быть использован прием наложения).

Алгоритм:

Предъявляем проблему (картинку: 2 изображения разного цвета или принадлежать к разным понятиям). Узнать, что длиннее, что короче? Как можно сделать? Прикладываем полоску и отрываем лишнее. Полоску переносим на след. объект и проверяем, что длиннее, что короче. Размерная разница д.б. 1/10.

Требования: 2 изображения разного цвета; 3 геометрические фигуры, все разного цвета; размерная разница 1/10; меньшую геометрическую фигуру накладываем на большую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: