Текст 2. Нравственное совершенствование

А. Г. Апресян — современный российский философ

Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно2 добрый человек.

Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире, своего отношения к нравственным ценностям и предположения о собственном несоответствии этим ценностям. Оно предполагает автономию3 и внутреннюю свободу человека и его позитивную4 определенность в отношении нравственности. Иными словами, появление стремления к нравственному самосовершенствованию возможно на основе хотя бы минимального совершенства, т. е. внутри пространства нравственности.

Апресян А. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. — М., 1995. — С. 269.

Вопросы и задания: 1. В чем заключается стержневая идея данного текста? Найдите слова, раскрывающие ее. Объясните свой ответ. 2. Почему автор утверждает, что для нравственного совершенства недостаточно лишь воспитания, характера, благоприятных обстоятельств? А как думаете вы? 3. Из чего, по мнению философа, складывается нравственное совершенствование? 4. Сопоставьте фрагмент с материалом учебника. Какие положения параграфа учебника углубляют, конкретизируют данный текст? 5. Какие положения о нравственном совершенствовании вы считаете актуальными для вас? Объясните почему.

Текст 3. О самоусовершенствовании

Л. Н. Толстой (1828—1910) — русский писатель, мыслитель

В беседе по любимейшему для Л. Н. вопросу о нравственном самоусовершенствовании Л. Н. говорит:

— Это самый частый вопрос, с которым ко мне обращаются. Таков уж человек. Но беда в том, что большинство так обыкновенно рассуждает: я не могу стать совершенным — так не для чего и стараться. Махнул рукой и поплыл по течению, как и все остальные. Это прискорбная ошибка в жизни многих. Борьба с собой и есть радость в жизни. Каждая маленькая над собой победа — шаг вперед. В области добра нет ведь границ для человека. Он волен, как птица! Что же мешает ему быть добрым?

— Трудно, Л. Н., жить по вашему нравственному учению, — вставили мы замечание. — Так я ведь не говорю, — любовно пояснил Л. Н., — стань завтра совершенством. Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все поднимайся.

Ейфельдт Д. Н. Беседа с Л. Н. Толстым // Интервью и беседы с Львом Толстым. — М., 1986. — С. 348.

Вопросы и задания: 1. С чем, по мнению Л. Н. Толстого, сталкивается человек, решая проблему нравственного совершенствования? Что автор называет ошибкой? Как вы думаете, почему? 2. О какой борьбе рассуждает Л. Н. Толстой? Что значит победить себя? Каким образом? 3. Как вы поняли слова мыслителя «в области добра нет ведь границ для человека»? 4. Раскройте связь между становлением личности и нравственным совершенствованием. Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.

Тема 34. ДОЛГ И СОВЕСТЬ

Текст 1. Что такое долг

Из философской энциклопедии

Долг — выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие5 в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте6, для которого весь мир является «материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель — долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Краткая философская энциклопедия. — М., 1994. — С. 143.

Вопросы и задания: 1. Как вы понимаете положение «долг — внутреннее переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»? 2. Могут ли следовать долгу люди, чьи ценности еще не сформировались? 3. Как вы понимаете смысл последнего предложения данного фрагмента? Допускает ли следование долгу сомнения или раздумья о последствиях? Ответ аргументируйте. 4. Приведите словосочетания, в которых употребляется понятие «долг». Что общего в этих словосочетаниях? Отличаются ли они по смыслу? Если да, то в чем это отличие? 5. Чем вы объясняете многозначность данного понятия? Какое значение ближе всего вам и почему?

Текст 2. Категорический императив И. Канта

Е. В. Золотухина-Аболина — современный российский ученый

Идею о том, что долг — это сердце морали, развивал в восемнадцатом веке Иммануил Кант7. Он сформулировал категорический императив — моральный закон, которому должны подчиняться люди, если они претендуют на статус нравственных существ. Первая формулировка категорического императива практически совпадает с «золотым правилом морали». Вторая гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла послужить основой всеобщего законодательства». Максима — это правило, принцип. По Канту, таким образом, наше волеизъявление должно строиться так, чтобы оно не нарушало ничьих интересов и прав, не ущемляло ничьего достоинства. Третья формулировка приблизительно такова: «Относитесь к человечеству в своем лице и в лице всякого другого не как к средству, а как к цели».

Золотухина-Аболина Е. В. Страна Философия (книга для школьников и студентов). — Ростов-на-Дону, 1995. — С. 130.

Вопросы и задания: 1. Что такое категорический императив? 2. Поясните своими словами суть второй формулировки категорического императива. 3. Целью чего является человечество в лице человека? Как вы понимаете слова о том, что к человечеству следует относиться как к цели, а не как к средству? 4. Сравните приведенные в тексте формулировки категорического императива с «золотым правилом нравственности». Сделайте выводы на основе сравнения. При необходимости обратитесь к заданию 2 параграфа учебника «Человек и человечность». 5. Докажите, что все три формулировки категорического императива раскрывают одну мысль. 6. Как связаны между собой мораль и совесть? Ответ аргументируйте. 7. Поясните выражение «Долг — сердце морали».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: