Подстрахова, А. В.
П44 Человек – общество – право: учеб.-метод. пособие по англ. яз. / А. В. Подстрахова; Владим. юрид. ин-т, Каф. проф. яз. подгот.
– Владимир, 2010. – 84 с. – Библиогр.: с. 81–82.
Содержит методические рекомендации по самостоятельной работе слушателей, коррекции произносительных навыков, грамматический справочник, тексты и задания на темы повседневного общения, профессиональные тексты различной степени сложности для самостоятельной работы и занятий в аудитории, краткий словарь юридических терминов, а также приложения.
Предназначено для слушателей факультета заочного обучения, обучающихся по специальностям 030501 – юриспруденция и 040101 – социальная работа.
© ФГОУ ВПО «Владимирский юридический институт Федеральной службы
исполнения наказаний», 2010
© Подстрахова А. В., 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение иностранному языку во внеязыковом вузе рассматривается как обязательный компонент профессиональной подготовки специалиста любого профиля, а владение иностранным языком – как фактор, повышающий степень востребованности специалиста на рынке труда, и одновременно один из показателей уровня образованности современного человека.
Курс иностранного языка в юридическом вузе имеет многоцелевой характер. Практическая цель заключается в формировании у слушателей способности и готовности к межкультурной коммуникации, что предполагает развитие умений опосредованного письменного (чтение, письмо) и непосредственного устного (говорение, аудирование) иноязычного общения. Особое значение при достижении данной цели придается умению работать с профессиональной литературой, т. е. овладению всеми видами чтения: просмотрового, ознакомительного, изучающего и поискового.
Основной целью обучения английскому языку слушателей факультета заочного обучения является достижение ими такого уровня практического владения языком, который позволил бы:
– самостоятельно читать адаптированную литературу по специальности с целью извлечения необходимой информации и краткого ее изложения на русском и английском языках;
– участвовать в иноязычном общении, строя высказывания диалогического и монологического характера в пределах изученной тематики.
Устный и письменный перевод применяется как средство обучения и контроля понимания прочитанного, а также возможный способ передачи полученной при чтении информации.
В процессе достижения цели обучения решаются воспитательные и общеобразовательные задачи, способствующие повышению культурного уровня слушателей, их воспитанию в уважении к общечеловеческим ценностям. В дополнение к учебно-методическим пособиям и словарям необходимо использовать материалы периодической печати, технические средства обучения (видео-, аудиоматериалы, а также компьютерные программы).
Согласно Государственному стандарту высшего профессионального образования на курс иностранного языка предусмотрено 340 часов, из которых при заочной форме обучения 10 % – на аудиторные занятия, а 90 % – на самостоятельную работу. Объем рекомендуемого для проработки текстового материала составляет 15 тыс. печатных знаков для аудиторной работы под руководством преподавателя и 25 тыс. – для самостоятельной работы (тексты учебников, справочников, профессиональные тексты для чтения по указанию преподавателя).
К курсовому экзамену по английскому языку для слушателей факультета заочного обучения предъявляются следующие требования:
1. Изучающее чтение со словарем адаптированного специального текста объемом до 2 тыс. печатных знаков.
2. Выразительное чтение вслух и письменный перевод на русский язык отрывка текста, указанного экзаменатором.
3. Аннотация на английском языке прочитанного текста.
4. Беседа с экзаменатором на английском языке по одной из изученных тем социокультурного или профессионального характера.
Время на подготовку всех заданий – 60-70 минут.
Языковой материал включает:
Фонетический минимум: звуковой строй английского языка; особенности произношения английских гласных и согласных; отсутствие смягченных согласных в конце слова; чтение гласных в открытом и закрытом слогах; расхождение между произношением и написанием, ударение; особенности интонации английского предложения.
Лексический минимум: 2 тыс. единиц (слов и словосочетаний) общеупотребительной лексики, являющихся основой для расширения потенциального словарного запаса слушателей. Программа курса предусматривает усвоение наиболее употребительных словообразовательных средств английского языка: префиксы, суффиксы имен существительных, наречий, глаголов; приемы словосложения; явление конверсии.
Потенциальный словарный состав может быть значительно расширен за счет интернациональной лексики и специальной терминологии.
В словарный запас включаются также фразеологические сочетания, наиболее употребительные синонимы, антонимы английского языка и типичные условные сокращения слов, принятые в английской юридической литературе.
Грамматический минимум: общеупотребительные грамматические формы и структуры современного английского языка.
Морфология
Имя существительное: артикль как признак имени существительного; предлоги – выразители его падежных форм; окончание - s (-es) – показатель множественного числа имени существительного; образование множественного числа существительных путем изменения корневой гласной, например а man – men; множественное число некоторых существительных греко-латинского происхождения; притяжательный падеж имен существительных; существительное в функции определения и его перевод на русский язык.
Имя прилагательное и наречие: степени сравнения.
Имя числительное: количественные, порядковые числительные, чтение дат, чисел, времени.
Местоимения:личные местоимения в формах именительного и объектного падежей, притяжательные, возвратные, усилительные, вопросительные, указательные и относительные.
Глагол:изъявительное наклонение глагола в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах; образование форм Simple (Indefinite), Continuous, Perfect в активном и пассивном залогах; модальные глаголы и их эквиваленты; функции глаголов to be, to have; образование повелительного наклонения и его отрицательной формы.
Служебные слова: неопределенные местоимения some, any, отрицательное местоимение no и их производные; предлоги, союзы; многофункциональность служебных слов: it, that, those, one, because of, as, since, till, until, both.
Синтаксис
Простое распространенное предложение: члены предложения; прямой порядок слов повествовательного предложения в утвердительной и отрицательной формах; постановка вопросов различных типов, обратный порядок слов в вопросительном предложении; оборот There is / are, его перевод; безличные предложения.
Методические рекомендации
по самостоятельной работе
Самостоятельная работа слушателей ведется по следующим направлениям:
1. Выработка навыков монологической и диалогической речи на основе изученных базовых текстов на темы повседневного общения.
2. Усвоение грамматического материала, необходимого для выполнения тестовых заданий, чтения и понимания текстов, формулирования собственных высказываний.
3. Формирование навыков различных типов чтения адаптированной литературы по специальности.
4. Формирование навыков аннотирования прочитанной литературы по специальности на русском и английском языках.
I. Правила чтения
Выучите английский алфавит, обратите внимание на произнесение букв и их транскрипцию. Запомните правила чтения гласных и согласных.
Английский алфавит
Aa [ei] Bb [bi:] Cc [si:] Dd [di:] Ee [i:] Ff [ef] Gg [dʒi:] Hh [eitʃ] Ii [ai] Jj [dʒei] Kk [kei] Ll [el] Mm [em] | Nn [en] Oo [ou] Pp [pi:] Qq [kju:] Rr [a:] Ss [es] Tt [ti:] Uu [ju:] Vv [vi:] Ww [`dLblju:] Xx [eks] Yy [wai] Zz [zed] |
Правила чтения гласных букв
Гласные буквы a, e, i, y, o, u под ударением могут иметь долгое или краткое звучание. Это зависит от типа слога и последующих буквосочетаний.
Открытым называется слог, который оканчивается на гласную. Условно-открытый слог – это гласная + согласная + «немая» (нечитаемая) буква «e». Закрытым называется слог, в котором за гласной следует одна или несколько согласных.