Лятти С.Э.
Русский язык и культура речи
Учебное пособие для дистанционного обучения
Иркутск 2003
Лятти С.Э. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для дистанционного обучения. – Иркутск, ИрГТУ, 2003. – 98 с.
Пособие построено на основе компьютерного курса «Русский язык и культура речи» для дистанционного обучения в системе ОРОКС и имеет целью экономию компьютерного времени при подготовке к зачёту. Пособие содержит основной теоретический материал курса, примерные вопросы и практические задания к зачёту, приложение, дающее необходимый минимум слов и форм, употребление которых зачастую вызывает трудность, список литературы по проблеме.
Пособие предназначено для студентов 1 курса всех специальностей.
© Лятти С.Э., 2003.
© Иркутский государственный технический университет, 2003.
Введение
Актуальность курса и его задачи.
В настоящее время практические проблемы русского языка и культуры речи встали в один ряд с общегосударственными проблемами нашего общества. Причин этому несколько.
|
|
1. Язык – сильнейшее объединяющее начало для всякой страны, тем более такой огромной и разнообразной, как Россия.
2. Уровень развития языка соответствует уровню интеллектуального развития общества, языковые деформации вызывают деформации в обществе.
3. Коллективным поведением, как и сознанием, можно управлять не только с помощью права и силовых ведомств, но и с помощью языка!
Вот почему была разработана Федеральная целевая программа «Русский язык», главными задачами которой являются, в частности,
- усиление роли русского языка в современном российском и международном образовательном пространстве;
- повышение грамотности населения и культуры владения русским языком.
Одним из обязательных мероприятий этой Федеральной целевой программы является введение курса «Русский язык и культура речи» в обязательный минимум дисциплин для студентов всех специальностей всех высших и средних учебных заведений России.
Требования Государственного стандарта по курсу «Русский язык и культура речи» направлены на формирование коммуникативной компетенции выпускника университета. Это особенно важно в связи с сегодняшним обострением конкуренции на рынке труда - современный специалист не может состояться как организатор производства, как руководитель коллектива без умения общаться с людьми, а общение осуществляется именно через речь.
Соответственно, цели курса:
- формирование речевого вкуса, осознанного отношения к своей речи,
- совершенствование владения нормами устной и письменной речи;
|
|
- развитие навыков и умений эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения.
Тема 1. Культура речи как предмет
§ 1. Значение термина КУЛЬТУРА РЕЧИ
Слово культура происходитот латинского слова обработанность; высокий уровень деятельности.
Понятие речь тесно связано с понятием язык, а именно:
§ язык – это система знаков, средство общения;
§ речь - это функционирование языка, построение из его знаков и по его законам конкретных как письменных, так и устных высказываний.
Таким образом, культура речи это высокий уровень владения речью, т.е. умение использовать языковые средства в точном соответствии с конкретной речевой ситуацией (кто говорит? кому? где? когда? зачем? почему?).
В зависимости от уровня владения говорящим культурой речи результатом его речевого общения может быть речевой успех, речевой провал и речевое самоубийство, определяемые степенью достижения цели общения.
Примерные задания к зачету по параграфу 1.
1. Дайте определения понятийЯЗЫК, РЕЧЬ, КУЛЬТУРА, КУЛЬТУРА РЕЧИ.
2. Выберите правильную пропорцию
|
|
|
речь скрипка музыка
3. Определите, каков будет результат приведенного речевого высказывания: речевой успех, речевой провал или речевое самоубийство:
1. У подъезда девушки парень, мечтая напроситься в гости: «Что-то холодно!” Девушка: “Да, правда, до свидания, я пошла домой!”
2. «Доверенность. Пусть Иванову Андрею выдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит. Макеев. »
3. Преподаватель: «Никто не хочет пойти к доске?»
4. Парень, знакомясь с девушкой: «Как жарко сегодня». «Ага, я аж взопрела ».
Качества хорошей речи
Какой должна быть речь, чтобы в любой ситуации человек добивался речевого успеха? Принято называть шесть качеств хорошей речи: правильность, чистота, логичность, точность, уместность, богатство.
1) Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Потребность в норме возникает тогда, когда обнаруживается, что система языка допускает несколько вариантов употребления того или иного языкового средства (ст е на или ст и на; Леониду Якубович у или Леониду Якубович_; бухгалтер`а или бухг`алтеры). Нормы помогают языку сохранить общепонятность.
Однако правильность это только первая ступень к речи вполне хорошей. С другой стороны, хорошей в некоторых ситуациях может быть речь и не очень правильная. (Приведите примеры таких ситуаций).
2). Уместность речи – соответствие ситуации. Ничто не сделает речь хорошей, если она не к месту (как бы хорошо вы не умели рассказывать анекдоты, вряд ли будете делать это на похоронах).
3). Логичность речи – это её последовательность, непротиворечивость, аргументированность, связность, соразмерность и т.п. ( Например : Отец обещал купить мне настоящее ружьё. А Том Смит шестипалый. А почему ветер дует? Мы пойдем завтра играть в индейцев? - речь явно несвязна. Наша родина славится не только умными людьми, но и большими лесами - сопоставлены несопоставимые понятия).
4). Точность речи - передача мыслей ясно и полно. Отсутствие этого качества свидетельствует о неуважении говорящим или пишущим своего адресата, о неумении встать на точку зрения собеседника, воспринять сообщение с его позиции (например: Дом племянника жены соседа брата доктора – полно, но неясно. Ассистенту приходилось многое объяснять (кто кому объяснял?).
5). Чистота речи – свобода её от слов-паразитов (Э-э-э; ну; значит; понятно, да?) Люди с неразвитым психическим механизмом опережения, произнося эти слова, думают, что сказать дальше. Однако чаще их употребляют просто из-за дурной привычки, что, тем не менее, значительно вредит имиджу.
|
|
6). Богатство речи – использование в ней большого количества разных слов. Принято считать, что в русском языке примерно 250 тысяч слов. Подсчитано, что образованный русский человек употребляет 7000-8000 слов, знает в три раза больше.