Цель использования тестов заключается в выявлении риска наличия аутизма у ребенка. Результаты тестирования не являются основанием для вынесения диагноза, но представляют собой повод для обращения к специалистам. Оценивая особенности детского развития, следует учитывать возраст ребенка и использовать тесты, рекомендованные для его лет.
Тестами для диагностики аутизма у детей являются:
· оценка детского поведения по общим показателям развития – от рождения до 16 месяцев;
· M-CHAT тест (модифицированный скрининговый тест на аутизм) – рекомендован для детей от 16 до 30 месяцев;
· шкала аутизма CARS (рейтинговая шкала аутизма у детей) – от 2 до 4 лет;
· скрининговый тест ASSQ – предназначен для детей от 6 до 16 лет.
Тестирование ребенка на склонность к аутизму с момента рождения
Институты детского здравоохранения советуют родителям наблюдать за поведением малыша с момента его рождения и при выявлении несоответствий обращаться к детским специалистам.
Отклонениями в детском развитии с рождения до полуторагодовалого возраста является отсутствие следующих поведенческих факторов:
|
|
· улыбки или попытки выразить радостные эмоции;
· ответная реакция на улыбку, мимику, звуки взрослых;
· попытки установить зрительный контакт с матерью во время кормления, или окружающими ребенка людьми;
· реакция на собственное имя или на знакомый голос;
· жестикуляция, размахивание руками;
· использование пальцев для указания на интересующие ребенка предметы;
· попытки начать разговаривать (гулить, ворковать);
· просьба взять его на руки;
· радость от пребывания на руках.
При обнаружении даже одного из вышеперечисленных отклонений родителям следует обратиться к врачу. Одним из признаков данного заболевания является сверхсильная привязанность к кому-нибудь из членов семьи, чаще всего - матери. Внешне ребенок не демонстрирует свое обожание. Но при возникновении угрозы прерывания связи дети могут отказываться от еды, у них возникает рвота или поднимается температура.
M-CHAT тест для проведения обследования детей от 16 до 30 месяцев
Результаты этого теста, как и других инструментов для детского скрининга (обследования), не обладают стопроцентной достоверностью, но являют собой основание для прохождения диагностического обследования у специалистов. Отвечать на пункты M-CHAT теста нужно «Да» или «Нет». Если явление, обозначенное в вопросе, при наблюдениях за ребенком проявлялось не более двух раз, этот факт не зачитывается.
Вопросами M-CHAT теста являются:
· №1 – Получает ли ребенок удовольствие, когда его качают (на руках, коленях)?
|
|
· №2 – Возникает ли у ребенка интерес к другим детям?
· № 3 – Нравится ли ребенку использовать предметы как ступеньки и карабкаться по ним вверх?
· № 4 – Получает ли ребенок удовольствие от такой игры, как прятки?
· № 5 – Имитирует ли ребенок в процессе игры какие-либо действия (разговаривает по воображаемому телефону, качает несуществующую куклу)?
· № 6 – Пользуется ли ребенок указательным пальцем, когда испытывает необходимость в чем-либо?
· № 7 – Использует ли ребенок свой указательный палец для того, чтобы подчеркнуть свой интерес к какому-нибудь предмету, человеку или действию?
· № 8 – Использует ли по предназначению ребенок свои игрушки (строит крепости из кубиков, одевает кукол, катает по полу машинки)?
· № 9 – Акцентировал ли когда-либо внимание ребенок на заинтересовавших его предметах, принося их и показывая родителям?
· № 10 – Может ли ребенок удерживать зрительный контакт со взрослыми более 1 – 2 секунд?
· № 11 – Возникали ли когда-либо у ребенка признаки повышенной чувствительности к акустическим раздражителям (закрывал ли он уши во время громкой музыки, просил ли выключить пылесос)?
· № 12 – Возникает ли у ребенка ответная реакция на улыбку?
· № 13 – Повторяет ли ребенок за взрослыми их движения, мимику, интонацию;
· № 14 – Отзывается ли ребенок на свое имя?
· № 15 – Укажите на игрушку или другой предмет в комнате пальцем. Посмотрит ли на него ребенок?
· № 16 – Ходит ли ребенок?
· № 17 – Посмотрите на какой-нибудь предмет. Повторит ли ребенок ваши действия?
· № 18 – Был ли замечен ребенок в совершении необычных жестов пальцами вблизи своего лица?
· № 19 – Предпринимает ли ребенок попытки привлечь к себе внимание, и к тому, чем он занимается?
· № 20 – Дает ли ребенок повод думать о том, что у него присутствуют проблемы со слухом?
· № 21 – Понятно ли ребенку то, что говорят окружающие его люди?
· № 22 – Случалось ли так, что ребенок бродил или занимался чем-либо без цели, производил впечатление полного отсутствия?
· № 23 – При встрече с незнакомыми людьми, явлениями, смотрит ли ребенок в лицо родителям, для того, чтобы проверить реакцию?
Расшифровка ответов M-CHAT теста
Чтобы определить, прошел ребенок данный тест или нет, следует сравнить полученные ответы с теми, которые приведены в интерпретации теста. При совпадении трех обычных или двух критических пунктов, ребенку необходимо пройти обследование у врача.
Пунктами интерпретации M-CHAT теста являются:
· № 1 – нет;
· № 2 – нет (критический пункт);
· № 3, № 4, № 5, № 6 – нет;
· № 7 – нет (критический пункт);
· № 8 – нет;
· № 9 – нет (критический пункт);
· № 10 – нет;
· № 11 – да;
· № 12 – нет;
· № 13, № 14, № 15 – нет (критические пункты);
· № 16, № 17 – нет;
· № 18 – да;
· № 19 – нет;
· № 20 – да;
· № 21 – нет;
· № 22 – да;
· № 23 – нет.