Голова мишки (с вытачкой)

Выкройку головы, медведя (рис. 6, а) вычерчивают таким же способом, как и выкройку головы петрушки (рис. 6, б). Чтобы придать передней части морды больший объем, около щек делают вытачку (рис. 6, в), формируют шею.

 

Рис. 6. Построение выкройки головы медведя (с вытачкой)

 

На затылочных дольках также предусматривают шею (рис. 6, г), учитывая при этом, что у передней дольки головы образующая, по которой передние и задние доли будут сшиваться, окажется несколько короче за счет вытачки (обычно у задней дольки шею укорачивают). На рис. 6, д, е приведены выкройки передней и задней долек.

 

Голова мишки (способом затяжки)

Особенность построения таких чертежей (рис. 7, а) делают в фас. Для этого на окружности соответствующего размера строят квадрат (рис. 7, б).

Внизу квадрата делают вытачку, вершина которой должна доходить до того места, где находится нос. Ширина основания вытачки зависит от длины подбородка; чем он резче выступает вперед, тем шире должно быть основание вытачки.

Определив размер вытачки, к квадрату добавляют такой же квадрат, как показано на рис. 7, в, и получают выкройку. Выкроенную заготовку сгибают вдвое и сшивают боковины и вытачку, конечно, оставив горловину незашитой. В результате вывернутая заготовка головки имеет вид мешочка с тремя уголками: два верхних уголка образуют ушки, а угол, полученный от вытачки, — нос.

 

Рис. 7. Получение головы медведя (методом затяжки)

 

Ушки набивают слабо, остальную часть головки — плотно, особенно плотно набивают нос. После набивки горловину собирают ниткой через край, предварительно вставив в нее трубочку для пальца, и стягивают так, чтобы получилась круглая головка. После этого приступают к затяжке формы. Ушко подправляют (стягивают), прошивая кругом стежками вперед иголкой (рис. 7, г). Затем иголку пропускают ко второму ушку, которое подправляют, как и первое.

На конце сшитой вытачки вышивают нос.

Глаза делают из черного бисера или из узелочков. Для затяжки глаз на пропущенную в место глаза иголку наматывают несколько витков нитки (рис. 7, д) и пропускают иголку к горловине, а нитку подтягивают и закрепляют (рис. 7, е). Благодаря затяжке глаз на мордочке медведя обрисовывается форма носа.

 

Голова собаки

Выкройку головы собаки (рис. 8, а) готовят так же, как и выкройку головки мишки. Различие состоит лишь в размере и форме ушей. У мишки ухо вмещается в тот же квадрат, в который вписана мордочка У собаки ухо выходит за пределы квадрата (рис. 8, б). Длину уха делают соответственно рисунку, а ширину — произвольно. Полученный квадрат с выступами удваивают, с, одной стороны делают вытачку и получают выкройку (рис. 8, в).

Набивка головы и затяжка глаз производятся так же, как и у медведя. Уши у собаки не набивают.

 

Рис. 8. Построение выкройки для головы собачки

 

Кукла-петрушка в сборе

Мы уже научились делать головы куклам-петрушкам, теперь возьмемся основательно за куклу-петрушку-человека.

Голову и руки петрушки лучше всего делать из бязи или сатина бледно-розового цвета. На костюм и колпак можно употребить любую ткань яркой расцветки.

Материал, предназначенный для выкройки головы и рук, складывают вдвое, на него накладывают выкройку и обводят по контуру карандашом. Обрисованные части головы, рук и ушей аккуратно пришивают по линии карандаша, оставляя незашитыми места, обозначенные на рисунке пунктирной линией (рис. 9).

 

Рис. 9. Выкройка куклы-петрушки

 

На голове прежде всего зашивают вытачку, а потом обе половины головы сшивают вместе (здесь голова куклы сшивается не из четырех, а из двух долек). Половинки костюма выкраивают из ткани разных расцветок. Места, обозначенные пунктиром, не зашивают. Низ костюма подрубают.

Колпак так же, как и костюм, может быть различным по цвету и фасону. Голову петрушки, его профиль сделайте по своему вкусу.

Голову петрушки набивают ватой: начинают с носа и подбородка, затем заполняют ватой всю голову. Набивать нужно плотно, особенно выделяя щеки. Шею, конечно, набивать не нужно, так как туда вводится картонная трубочка для пальца кукловода. Длина трубочки 5 см, диаметр —. 2 см. Трубочку нужно обшить тканью, после чего ее вставляют в шею и пришивают к краям ткани.

На вывернутой форме руки прошивают пальцы и при помощи тонкой деревянной палочки набивают каждый из них ватой, затем в ладошку вставляют трубочку, так же, как и в голову.

Глаза делают следующим образом: в прокол, сделанный шилом, втягивают стеклянный глаз или бусинку. Нитку закрепляют на затылке.

Брови и рот вышивают, на щеки накладывают сухие румяна. Края ушей подворачивают внутрь, сшивают незаметным швом и пришивают к голове. Волосы делают из шерстяных ниток желтого или оранжевого цвета, пряди пришивают к голове.

Голову вставляют в ворот костюма и пришивают незаметным швом. Концы рукавов собирают через край и стягивают вокруг ладони. На шею надевают воротник, сделанный в виде оборки, на голову — колпачок.

Кукла надевается на руку таким образом, чтобы указательный палец вошел в трубочку головы, а большой и средний — в трубочки рук.

 

Кукла-собачка

Собачку лучше всего делать из искусственного или натурального меха. Можно употребить любую ворсистую ткань: шерстяной трикотаж с начесом, байку, фланель.

Половинку головы (рис. 10) обрисовывают в одну и другую сторону, вырезают, отступая на 0,5 см от контура. Между двумя половинками верхней части головы вшивают клин. Подбородок вшивают между двумя половинками нижней части головы по линии.

 

Рис. 10. В ыкройка куклы-собачки

 

Вывернутую форму набивают ватой так, чтобы в нее можно было ввести картонную трубочку, так же, как у петрушки.

Сшитые вдвойне уши выворачивают, вставляют в них по форме уха проволоку, отверстие зашивают незаметным швом и крепят нитками к голове в месте, обозначенном пунктиром.

Туловище сшивают вдвойне, к незашитому вороту пришивают голову. Низ туловища подшивают незаметным швом. Глаза делают из черных пуговиц или вставляют стеклянные.

На этом мы завершим разговор об изготовлении мягких игрушек, а другие персонажи вы придумайте сами.

 

Куклы из папье-маше

Слово «папье-маше» означает размоченная, размятая бумага. Такой бумагой с клейстером выклеивается форма по готовой модели, вылепленной из пластилина, глины и т. д.

Преимущество таких игрушек заключается в легкости их изготовления. Изделия эти внутри полые, поэтому они очень легки и вместе с тем прочны.

Для лепки моделей нужны стэки (рис. 11) — небольшие деревянные палочки, которые легко выстругать из любого дерева. Выстругав стэк, его зачищают наждачной бумагой или шкуркой.

 

Рис. 11.  Стэки

 

Для работы также понадобятся медицинский ланцет, линейка с делениями, острый ножик. Для росписи готовых изделий потребуются различные кисти.

Надо заранее также приготовить жестяные банки из-под консервов для изготовления столярного клея, клейстера и грунта (всего четыре банки).

Из большой и маленькой вставленных одна в другую консервных банок легко сделать клеянку для приготовления столярного клея (рис. 12). Края маленькой банки слегка сжимают, чтобы удобнее было из нее наливать клей.

 

Рис. 12. Клеянка

 

Чтобы приготовить клей для склеивания папье-маше и для грунта, плитку столярного клея разбивают молотком на мелкие куски. Эти куски вымачивают в воде так, чтобы они разбухли. В таком виде клей складывается в маленькую банку, куда наливают неполный стакан воды. Маленькая банка с клеем вставляется в большую, наполненную до половины водой, и банки ставятся на огонь. Благодаря тому что дно банки с клеем не касается огня, клей не подгорает. Клей при нагреве непрерывно помешивают. Как только клей растворится, он готов. Кипеть он не должен. Клеить нужно горячим клеем. Если клей тянется нитями, он уже остыл, и его нужно снова разогревать.

Клейстер, которым пропитывается бумага, лучше всего делать из муки грубого помола (ржаной), но можно из пшеничной и даже картофельной.

Приготовить грунт очень легко. Для этого варят жидкий клейстер из муки, всыпают в него зубной порошок или мел и тщательно размешивают. Когда грунт готов, в него добавляют немного жидкого столярного клея и две-три капли растительного масла. Грунт должен быть густоты сметаны и стекать с палочки крупными каплями.

Вещи из папье-маше можно расписывать гуашью, акварелью, смешанной с гуашью, масляными красками. Гуашь лучше брать в маленьких баночках. Если она засохла, то ее размешивают чуть горячей водой. После того как краска чуть размокнет, следует размешать ее и слить лишнюю воду. Баночки с краской обязательно закрывайте. Если гуашью вы долго не будете пользоваться, то налейте в нее немного воды.

Как сделать голову из папье-маше? Для этого вначале из глины, пластилина и т. д. лепят голову с шеей (рис. 13, а). Лицу придают нужное выражение. Черты лица у стариков и старух делают более резкими, угловатыми, у детей — расплывчатыми, округленными.

Готовую голову смазывают каким-нибудь жиром и накладывают на нее один слой мокрой бумаги. Для этого придется рвать бумагу (обязательно из непроклеенных сортов) на небольшие кусочки (рис. 13, б).

 

Рис. 13. Изготовление кукольной головы из папье-маше:

а — глиняная форма; б — оклейка формы бумагой; в — разрезка формы; г — удаление глины, д — склейка головы из папье-маше

 

Бумагу тщательно разглаживают, чтобы она точно повторила форму вылепленной головы. Когда первый слой наложен, его смазывают клейстером и таким же образом накладывают еще четыре-пять слоев таких же бумажных клочков. Получается плотная маска из папье-маше, которую, высушив в теплом месте, но не близко от огня, чтобы она не покоробилась, разрезают на две части и снимают с глиняной формы (рис. 13, в, г). После этого с помощью полоски материи оклеивают обе половинки головы (рис. 13, д).

Лицо куклы хорошо покрыть слоем грунта (мелом, разведенным, как кашица, на жидком клею). Причем следует избегать класть грунт слишком густо. Его необходимо разгладить пальцем, смоченным водой. Загрунтованная форма сушится и зачищается шкуркой. После этого можно приступить к росписи по предварительно сделанному на бумаге эскизу.

Для раскраски более подходят масляные краски. Впадины лица лучше закрашивать темным тоном, а выпуклые места — светлым.

Глаза делаются из бус и пуговиц. Волосы — из меха, ваты, мочала, ниток, пакли.

 

 

Ставим спектакль

Для первой постановки выбирается пьеса с несложным текстом, не требующая сложных декораций, большого числа кукол.

Для проведения такого спектакля требуется соорудить ширму, заменяющую сцену. Если трудно сделать трехстворчатую ширму, показанную на рис. 14, ее можно заменить занавеской (скатертью), укрепив последнюю на палке в дверном проеме немного выше голов участников спектакля (рис. 15).

 

Рис. 14. Ширма

 

Рис. 15. Ширма из скатерти (в дверном проеме)

 

Когда ширма готова, за ней ставится столик, на котором раскладываются куклы, декорации, бутафория.

Декорации в таком театре условны. Например, чтобы показать лес, достаточно установить у переднего края две елочки, несколько грибов и цветочков, сделанных из картона.

 

Театр теней

Такой театр — это один из видов кукольного театра, только куклы в нем не объемные, а плоскостные и показывают их на освещенном экране в виде силуэтов.

Специальные пьесы для такого театра необязательны. Можно иллюстрировать сказки, басни, стихи и т. д. Пока читается текст, на экране показывают тени-иллюстрации.

Чтобы устроить представление, нужно иметь экран, источник света, набор декораций и фигур, сделанных специально для того текста, который инсценируется.

Самый простой экран — это небольшая простыня, натянутая в дверях. Вплотную к двери сзади экрана приставляют стол, который служит как бы сценой. Стол желательно завесить чем-нибудь до пола, чтобы снизу ничего не было видно (рис. 16).

 

Рис. 16. Театр теней

 

И наконец, хорошо бы иметь занавес, прикрывающий экран. Он может быть в виде куска фанеры или картона, которые прислоняются к экрану, или как обычный театральный занавес из легкой цветной ткани, поднимающейся или раздвигающейся.

Декорации делаются из плотной бумаги, а фигурки — из тонкого картона. И те и другие со стороны, обращенной к экрану, надо зачернить. Это увеличит их светонепроницаемость. Крупные фигуры лучше выпиливать из фанеры.

Декорации располагаются главным образом по бокам и частично на верху экрана и составляют как бы рамку, внутри которой движутся фигуры. Они должны занимать немного места и быть четкими по силуэту. Фигурки могут перемещаться только вдоль экрана, поэтому их делают в профиль. Надо заранее учесть, с какой стороны появится фигурка, чтобы она была повернута профилем в нужном направлении.

Декорации крепят кнопками, подвешивают на гвоздиках, вбитых в рамку экрана, или задвигают в проволочные скобы, укрепленные на экране. Они должны плотно прилегать к экрану.

Фигурки укрепляют на деревянных чурочках, высота которых равняется толщине нижней планки экрана. Эту планку лучше сделать потолще (6–8 см), чтобы она прикрывала руку исполнителя, который будет водить фигурку, придерживая ее за чурочку. Если требуется быстро провести фигурку вдоль экрана, например, чтобы проехал поёзд, пробежал какой-нибудь зверек и т. д., к чурке прикрепляется нитка, за которую тянут фигурку.

Фигурки можно сделать подвижными, заставить их шагать, переставляя ноги, кланяться, поднимать и опускать руки и т. д. Для этого руки, ноги и-другие части фигурки нужно сделать на шарнирах.

Можно на экране изменять подсветку, например, синий цвет (для изображения ночи) или красный, как отблеск пожара.

Необходимо помнить, когда холст в пространстве открытой двери будет натянут, а на некотором расстоянии за ним установлена лампа, то зрителей следует поместить в темной комнате, а актеров расположить между холстом и лампой. Чем ближе фигурки будут к холсту, тем тень будет меньше, и наоборот.

 

Театр ручных теней

На рис. 17 приводятся примеры показа на экране силуэтов различных животных и людей с помощью рук. А если немного потренироваться, тени на экране могут и ожить.

 

Рис. 17. Ручные тени

 

Например, возьмем тень обедающего человека. Для нее следует вырезать из картона какую-либо шапку размером с руку. На маленький стол надо поставить бутылку и кастрюльку, а также положить ложку. Их можно сделать из картона.

Правая рука изображает человека, а левая — его руку. Чтобы рука была пропорциональна другой, ее следует приблизить к стене, отчего она будет казаться меньше, а правую руку надо держать поближе к свету.

Самое трудное — научиться производить движения пальцами, отчего будет казаться на экране, что человек открывает рот.

Такая тень может приближать ложку ко рту, пить вино, опрокидывая в рот бутылку, пробовать пальцем варево в кастрюльке и т. д.

 

Настольный театр

О том, какими должны быть пленка и бумага, говорится в главе «Для умелых рук».

Настольный театр — это макет, в котором сделаны в уменьшенном виде декорации будущего спектакля. В таком театре можно разыгрывать целые пьесы, или, точнее говоря, можно проводить чтение пьес и рассказов, иллюстрируя их декорациями и вырезанными из картона Или фанеры фигурками. Но такой театр не рассчитан на большую аудиторию.

Для модели сцены сооружается ящик с кулисами, занавесом. Пространство над ящиком и с боков завешивается. Декорации меняются сверху. Они подвешены на проволочках.

Действующие лица перемещаются по сцене с помощью длинной палочки, которую передвигают по полу ящика.

В настольном театре удается добиваться разнообразных эффектов с помощью осветления, которое обыкновенно организуется сверху, чтобы декорации не отбрасывали тень. Но можно помещать освещение сзади.

Если вместо занавеса натянуть белый экран и показывать фигурки тенями, то получится теневой настольный театр, который описан выше.

Вот вы и познакомились с различными вариантами и примерами организации детского театра. И вы можете выбрать любой из них.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: