Акварельными красками обычно пишут на добротной плотной бумаге – торшированной или гладкой. Такая бумага хорошо принимает краску, по ней легко идет кисть, ее можно подчищать ножом, процарапывать и в нужны местах выскабливать.
Торшированная (зернистая) бумага предпочтительней, чем гладкая. Это объясняется тем, что положенная на шероховатую зернистую бумагу краска в какой-то степени меняет свой оттенок: на освещенной стороне выпуклости она светлее и ярче, в углублении – темнее. Это чередование светотеней на торшированной бумаге создает игру света.
Выбор бумаги зависит от нескольких причин. Первая из них – это творческие возможности и пристрастия самого художника. Другая может быть обусловлена характером изображаемого: в одних случаях для изображения мелких предметов больше подходит бумага мелкозернистая, в иных – для изображения грубых, фактурных форм лучше использовать бумагу, имеющую крупное зерно.
К акварельной бумаге предъявляются следующие требования.
|
|
1. Бумага, смоченная водой, не должна деформироваться после высыхания.
2. При нанесении на бумагу акварели на ее поверхности не должны выступать пятна после высыхания краски.
3. Бумага после неоднократных промывок смоченной в воде губкой не должна размягчаться и ворситься. Она должна сохранять свою первоначальную плотность.
4. Красочный слой должен легко удаляться – соскабливаться специальным ножом без нарушения поверхности бумаги.
5. Цвет бумаги должен быть белым и оставаться таковым достаточно долго.
6. Бумага должна слегка, только поверхностным слоем, впитывать акварельную краску.
7. Поверхность бумаги должна быть матовой четырех видов: мелкозернистой, среднезернистой, крупнозернистой и гладкой.
8. Бумага для рисования карандашом не должна лосниться, скатываться при стирании резинкой (при испытании бумаги резинкой линии делаются карандашом 1М).
Бумага, которая вырабатывалась в старину исключительно из льняного волокна, начиная с XIV в. обладала очень хорошими качествами. В дальнейшем, примерно с XVII в., для производства бумаги стали применять хлопок, волокно которого очень сильно уступает волокну льна, отчего качество бумаги значительно пострадало.
В наше время стало производиться большое количество бумаги, которая отличается разнообразием и богатством сортов. Технология производства бумаги сильно изменилась и так шагнула вперед, что теперь вырабатывают бумагу из таких материалов, которые в старину были совершенно неизвестны: например, из древесины, т. е. древесной клетчатки, которую получают из хвойных пород дерева; в Японии – из клетчатки лыка шелковичного дерева; идет в дело и солома. Однако самым ценным сырьем для производства бумаги остаются хлопок и лен. Во многие сорта бумаги, выпускаемые в настоящее время, кроме растительной клетчатки входят шпат, гипс, каолин, мел, свинцовые белила, водный глинозем и многие другие составляющие.
|
|
Проклейка и формирование в листы бумажной массы осуществляются не только ручным способом, как это практиковалось в прошлом, но и машинами, из-за чего поверхность ее приобретает различный вид зернистости. Для проклейки бумаги используется мучной клейстер, крахмал, животный клей, желатин, канифоль. В старину бумага проклеивалась исключительно мучным клейстером, который считался лучшим видом клея, предназначенного для этой цели.
Применение в производстве бумаги таких химических веществ, как едкий натр, обыкновенная известь, хлор, серная кислота, квасцы и т. п., негативно сказывается на качестве бумаги, используемой для живописи акварельными красками. Следы этих веществ, частично остающиеся в структуре бумаги, препятствуют ровному нанесению акварели на ее поверхность.
Для работы акварелью требуется хорошая бумага: так как она служит грунтом для акварели, нужно с большим вниманием подходить к выбору бумаги, от качества которой зависит в очень большой степени успешное выполнение живописи. Полученная из древесины и соломы бумага быстро меняет на свету цвет, становится коричневой или чернеет, поэтому совершенно не годится для работы акварелью. Хлопковая бумага не обладает этими отрицательными свойствами, но плохо моется и скоблится, и краска на нее ложится очень неровно. Наиболее пригодна для акварели чисто льняная бумага, т. е. состоящая лишь из волокон льна, не имеющая посторонних примесей. На такую бумагу краска ложится ровно и приобретает наибольшую яркость. При необходимости краску с такой бумаги можно смыть, а саму бумагу скоблить, другими словами, на льняной бумаге легко делать поправки и необходимые исправления.