Дисциплина: межкультурные коммуникации
Тема 1.Сущность межкультурной коммуникации. Цели и задачи межкультурной коммуникации.
Межкультурная коммуникация (МК) — это всегда межперсональная коммуникация в специальном контексте, когда один участник обнаруживает культурное отличие другого. Коммуникация является межкультурной, только если происходит между носителями разных культур, а различия между этими культурами приводят к каким-либо трудностям в общении. У представителей разных культур по-разному идет дешифровка полученных сообщений. Все это становится значимым только в акте коммуникации и приводит к непониманию и напряженности, трудности и невозможности общения.
Цель МК - создание условий для развития конструктивного диалога, равноценного по отношению к представителям других культур.
Задачи МК:
-овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками коммуникативного поведения в поликультурной среде;
-освоить эффективные межкультурные контакты на различных уровнях коммуникации.
|
|
Тема 2.Субъекты межкультурной коммуникации
Субъекты межкультурной коммуникации - отдельные индивиды, принадлежащие к разным группам, малые группы, этносы, нации, цивилизации. Не может рассматриваться изолировано, так как каждый индивид идентифицирует себя с определенной социальной группой - нацией, этнической, религиозной или профессиональной общностью.
М.С.Каган характеризует субъект коммуникации следующим образом:
a) Субъектом может быть отдельный человек в той мере, в какой он обладает отмеченными выше качествами, то есть является личностью и поступает как личность.
b) Субъектом может быть группа людей, объединенная не случайно, не механически (типа толпы), а органически, системно и именно поэтому приобретающая некие системные качества. Такие общности объединяются на основе самосознания, воли к действию и свободы выбора целей (нации, классы, партии, семья и т.д).
c) Субъектом может быть определенный социум, если он обладает высокой степенью внутренней организованности и цельности, которые порождают у него единонаправленную активность и свободно избираемый им принцип социальных действий.
d) Наконец, субъектом является общество, взятое в целом, или человечество, когда оно выступает как единое целое, осознающее себя таковым и обращающее свою активность. Главным образом, общество выступает в качестве субъекта перед лицом глобальных проблем, грозящих уничтожению самого человечества.
Тема 3. Структура и уровни межкультурной коммуникации
В рассмотрении вопроса о структуре межкультурной коммуникации большинство зарубежных и отечественных специалистов в этой области придерживается точки зрения, согласно которой говорить о межкультурной коммуникации (интеракции) можно лишь в том случае, если ее участники представляют разные культуры и осознают все культурные явления, не принадлежащие к их культуре как чужие.
|
|
Уровни межкультурной коммуникации:
Этнический уровень наблюдается между локальными этносами, этноязыковыми и другими общностями. В современной этнологии этносом считается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, характеризуемая общими особенностями культуры, самосознанием и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Во взаимодействии культур на этническом уровне отчетливо проявляются две тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграционным процессам, взаимному культурному обмену и обогащению, а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к закреплению этнической специфики.
Национальный уровень межкультурной коммуникации возможен при наличии национального единства. Национальное единство возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через общую хозяйственную деятельность и государственно-политическое объединение. Это дополняется и формированием соответствующей культуры. Национальная культура представляет совокупность традиций, норм, ценностей и правил поведения, общих для представителей одной нации, государства.
Тема 4. Культура и культурная коммуникация
Культура — это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.
Культурная коммуникация — предмет социологии культуры. Культура диалогична по своей природе,поэтому, говоря о культурной коммуникации, мы раскрываем сущность диалога, который идет между создателями (коммуникаторы) и потребителями (аудитория) культурных ценностей.
Существует:
- непосредственная коммуникация, при которой коммуникатор и аудитория имеют непосредственное общение друг с другом;
- косвенная, опосредованная.
В первом случае между полюсами коммуникации устанавливается прямая и обратная связь, не нуждающаяся в техническом канале и посредниках.
Тема 5. Язык как явление культуры. Языковая картина мира.
Язык стал первоосновой того, что мы называем культурой, т.е. системой, регулирующей взаимоотношения людей между собой и с окружающим миром, которая содержит этическую и эстетическую составляющие. Это так называемая гуманитарная культура. Можно добавить сюда и материальную культуру, и тогда культурой мы назовем всю совокупность достижений человечества в духовном, общественном и производственном отношениях.
Языковая картина мира — исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ восприятия и устройства мира, концептуализации действительности. Считается, что каждому естественному языку соответствует уникальная языковая картина мира.
Языковую картину мира определяют следующим образом:
· представление о действительности, отраженное в языковых знаках и их значениях — языковое членение мира, языковое упорядочение предметов и явлений, заложенная в системных значениях слов информация о мире;
· результат отражения объективного мира обыденным (языковым) сознанием того или иного языкового сообщества.