Тема лекции. Государственная инновационная политика и стратегическое управление научно-технологическим развитием.
Основные вопросы:
1.Сущность, методы и механизмы реализации государственной инновационной политики в условиях глобализации.
2.Особенности и тенденции стратегического управления научно-технологическим развитием в условиях глобализации.
Время 2 часа
Сущность, методы и механизмы реализации государственной инновационной политики в условиях глобализации.
Государственная инновационная политика |
составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. |
Цели |
Ø создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
Ø повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
|
|
|
Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Под государственной инновационной политикой понимается система взглядов, принципов и направлений, определяющих основные формы регулирования инновационных процессов, а также совокупность методов и инструментов воздействия на них.
С точки зрения науки, государственная инновационная политика представляет собой систему знаний по сущности инноваций, о принципах их регулирования и т.д.
С точки зрения практики, государственная инновационная политика – это система мер и мероприятий (действия государства) направленных на организацию и ускорение инновационных процессов.
|
|
Научно – техническая политика – часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности. Определяет цели, формы и направления деятельности государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений.
По форме государственного регулирования методы инновационной политики делят на: прямые – методы, которые финансируются за счет средств государственного бюджета. Например, государственные заказы на НИОКР, прямое финансирование научно-исследовательских учреждений; косвенные – гранты исследованиям; предоставление налоговых, кредитных, земельных, таможенных и прочих видов льгот (погашение государством затрат на обучение исследователей).
По содержанию государственного регулирования методы инновационной политики делят на:
-Правовые: принятие законов и других нормативно-правовых актов;
-административные: способы государственного управления (выдача лицензий); экономические:
-методы, которые воздействуют на мотивы и интересы субъектов экономической деятельности (регулирование цен, предоставление льгот и т.д.).
Основными целями государственной инновационной политики являются:
- создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
- повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
- содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
- расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
- содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
- осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.
В ходе изучения основ государственной инновационной политики целесообразно обратиться к зарубежному опыту в этой сфере.
Инновационная политика в зарубежных странах
Для всех моделей экономического развития, показавших свою эффективность во второй половине двадцатого века, характерна тесная взаимосвязь промышленной, социальной и инновационной (научно-технической) политики государства.
Проведение инновационно-промышленной политики в едином комплексе с политикой социальной позволяет совместить экономический и социальный прогресс. С этой целью многие государства проводили и проводят политику повышения платежеспособного спроса населения. Цель такой политики - опережающий рост оплаты труда по отношению к темпам роста потребительских цен.
По данным исследований, проведенных Международным Валютным Фондом по 23 индустриально развитым странам, с 1965 по 1994 год в указанной группе ведущих стран среднемесячная заработная плата возросла в 8,2 раза, а потребительские цены - в 5,4 раза. Результат значительного роста платежеспособного спроса - расширение производства и обновление его структуры.
Политика повышения платежеспособного спроса населения проводилась также в Китае, Южной Корее и некоторых других азиатских странах, имевших высокие темпы экономического роста. При этом связь между темпами экономического роста и повышением оплаты труда в развивающихся странах наблюдалась не менее четко, чем в развитых.
В последние десятилетия ведущими индустриальными странами были выработаны эффективные механизмы реализации социальной политики. С помощью целевых программ решаются многие социальные вопросы, что оказывает положительное влияние на развитие экономических систем. Отдельно отмечают роль государства в создании условий для эффективного функционирования негосударственных инвестиционных фондов, которые берут на себя функции по аккумулированию сбережений населения и направлению их на инвестиции, в том числе в инновационный сектор экономики. Именно государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации доходов, обеспечивает формирование среднего класса, сбережения которого используются институциональными инвесторами в целях экономического развития.
|
|
Взаимосвязь промышленной и инновационной (научно-технической) политики государства в последние годы прослеживается не менее четко. В настоящее время экономический рост характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. Хозяйственные системы наиболее развитых стран все более трансформируются в экономику знаний, использование которых умножает результаты хозяйственной деятельности гораздо более эффективно, чем применение любого другого производственного фактора. В таких условиях необходима целеустремленная государственная политика и концентрация национальных усилий на наиболее перспективных направлениях научно-технологического и социально-экономического развития.
Очевидно, что в условиях усиления международной конкуренции модернизация промышленности является необходимым условием для обеспечения качественного экономического роста. Проведение модернизации, в свою очередь, невозможно без разработки и реализации целеустремленной промышленной политики и объединения для решения этой общенациональной задачи усилий государства и частного капитала.
Опыт зарубежных стран показывает, что участие государства в инновационном процессе приобретает значительные масштабы. В США, например, появился специальный термин «полугосударственная» (semipublic) экономика, который отражает тенденцию к укреплению связей между частными компаниями и органами государственной власти. Такая тенденция возникла потому, что сегодня формирование национальных конкурентных преимуществ зависит не только и не столько от внешних инвестиций и активности компаний, сколько от целеустремленной политики государства на национальном и международном уровнях. Кроме того, промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики государства.
|
|
При изучении зарубежного опыта формирования и реализации инновационно-активной промышленной политики отмечается еще одна важная особенность: региональные программы социально-экономического развития в развитых индустриальных странах начали разрабатываться и осуществляться намного раньше, чем общегосударственные программы. Объясняется это историческими особенностями, в частности, тем обстоятельством, что в государственной промышленной политике этих стран первоначально преобладал антикризисный аспект, а кризисные процессы в промышленности протекали по-разному на отдельных территориях.
Можно выделить два наиболее характерных типа антикризисной региональной политики. Первый связан с обновлением технологической и отраслевой структуры старопромышленных регионов. Цель - обновление технологий в традиционных отраслях и увеличение удельного веса новых отраслей в структуре промышленности региона. Таким образом, промышленная политика для данного типа регионов ориентирована в основном на структурную перестройку промышленности.
Второй тип антикризисной региональной политики направлен на социально-экономическое развитие депрессивных регионов. Как правило, их депрессия была связана с исчерпанием возможностей развития угольной или иной добывающей отрасли промышленности. Другие отрасли промышленности в таких регионах нужно было практически создавать заново. Соответственно, программа развития подобного региона должна была способствовать формированию оптимальной структуры создаваемых на этой территории промышленных комплексов.
Классический пример такой программы - принятая в 30-х годах в США «Программа долины реки Теннеси». Она предусматривала создание на огромной территории большого числа новых промышленных предприятий энергетического профиля на основе строительства гидроэлектростанций. В рамках данного проекта правительство Рузвельта на основе специального закона создало публичную корпорацию «Tennesi Valley Authority». Именно эта корпорация с привлечением федеральных и региональных средств, а также за счет размещения облигационных займов и привлечения частных инвестиций осуществила крупномасштабные строительные работы (гидроэнергетика, транспорт, ирригация и пр.) в регионе, обеспечив его промышленное развитие.
Достаточно часто задачи реформирования промышленной структуры регионов пытаются решать с помощью создания специальных зон. Как показывает практика, специальные зоны могут способствовать решению следующих проблем: восстановление продуктивности ранее заброшенных земель и производств, создание рабочих мест для жителей ареалов, развитие кооперации между общественным и частным секторами, развитие инноваций.
Опыт создания специальных зон в Бельгии, Франции, Испании, Великобритании и США позволяет классифицировать их следующим образом:
1. зоны свободной торговли;
2. промышленно-производственные зоны;
3. технико-внедренческие зоны;
4. сервисные зоны (зоны услуг);
5. комплексные зоны.
В программах специальных зон предусматриваются разнообразные стимулы из инструментария региональной политики (табл. 1).
Нужно подчеркнуть ограниченность срока функционирования специальных зон, а, следовательно, и сроков действия льгот. В Великобритании и Бельгии, например, время действия специальных зон ограничено 10 годами. В Испании срок функционирования таких зон - 3 года (с возможностью продолжения еще на три года). В США в большинстве штатов срок действия специальных зон составляет 10-20 лет.