Цель: Учить образовывать родственные слова по опорным схемам.
Оборудование: Схемы слов
Главное слово (дождь)
Ход упражнения
1-й вариант. Педагог называет родственные слова. Дети подбирают схему к каждому слову. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
2-й вариант. Дети самостоятельно подбирают родственные слова к главному слову, используя схемы. Затем каждый ребенок составляет предложение с запомнившимся словом.
Упражнение «Вспомни - назови»
Цель: Формировать умение выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.
20
Ход упражнения
Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение. Назовите родственные слова.
Дождь осенний задождил,
Всю листву дождем умыл.
Мы по лужам дождевым
Скачем по дорожке,
На плечах — дождевики,
На ногах - сапожки.
Если дождь сильней пойдет,
Налетит дождище,
Он к земле всю пыль прибьет,
Воздух станет чище.
День дождливый, но и пусть!
Не страшны тоска и грусть!
Мы дождинки на лету
Соберем в ладошки,
Пусть осенний дождик льет,
Пляшут наши ножки..
(Кулакова Т.В.)
Упражнение «Запомни-повтори»
Цель: Расширять слуховую линейную память до 5-и единиц.
Ход упражнения
Педагог просит детей запомнить слова и повторить их в том же порядке.
Например, дождь, дождевик, дождливый, дождичек, задождило.
Упражнение «Четвертый лишний»
Цель: Учить детей сравнивать слова по смыслу и по звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишние».
Ход упражнения
Воспитатель: Послушайте слова, объясните, какое слово лишнее и почему?»
21
Дождик, дождить, дождаться, дождевой.
Дождит, дождевик, подожди, дождище.
Дождливый, лужи, дождинки, дожди.
Игра «Будь внимательными»
Цель: Учить анализировать, сравнивать слова по звучанию и по смыслу.
Ход игры
Воспитатель: Дети, я буду называть пары слов. Если вы услышите родственные слова, наклонитесь вперед, а если услышите не родственные слова, покачайте головой.
Дождичек — дождевик
Дожди — дрожжи
Дождик — дожидаться
Дождевик — плащ
Дождинка — дождище
Дождь — вода
Ребусы
Цель: Учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения.Развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, логическое мышление.
Оборудование: Карточки-задания.
Ход упражнения ,
Инструкция: 1. Составь слово по первым звукам названий картинок.
22
4. Какое слово здесь «спряталось»?
(задождить)
23