IV этап. Анализ полученных результатов исследования

Необходимыми условиями для его проведения является:

– всестороннее знание исследователем сущности изучаемого явления;

– владение методикой статистического исследования, в частности методикой статистического анализа;

– правильное выполнение 3-х предыдущих этапов статистического исследования.

Статистическому анализу могут быть подвергнуты абсолютные, средние и относительные величины, графические изображения.

Методика статистического анализа включает выполнение следующих элементов:

1. Интерпретация полученных различных статистических величин и графических изображений их на основе сопоставления с нормативами, со средними уровнями аналогичных величин, со стандартами.

2. Литературное оформление работы.

3. Выводы.

4. Предложения для внедрения в практику.

При проведении статистического анализа возможны ошибки, которые обусловливают неправильные выводы.

К типичным ошибкам статистического анализа относятся:

1. Ошибки,связанные с методическими погрешностями (неправильное определение единицы наблюдения, недостаточное число наблюдений, слишком сложные таблицы, ошибки группировки).

2. Неправильная оценка статистических величин (суждение о динамике на основе экстенсивных показателей; оценка средних величин и показателей выборочной совокупности без вычисления критериев их репрезентативности; сравнение средних величин без вычисления критериев достоверности их различий; формулировка выводов о причинах различий, показателей, полученных в неоднородных по составу совокупностях без использования метода стандартизации).

3. Логические ошибки формального анализа (вывод сделан на основании простого сравнения цифр без учета качественной их характеристики; вывод сделан без учета всесторонних связей данного явления).

Требования, предъявляемые к выводам из научного эксперимента

1. Выводы должны вытекать из объективного содержания экспериментов.

Во избежание ошибочных выводов от специалиста требуется высокая научная квалификация, способность проведения научно-теоретического анализа экспериментальных данных.

Следует знать и всегда придерживаться следующего положения – объем выводов не должен быть больше того, что позволяют данные эксперимента. Однако встречаются работы, где вывод слишком широк. И хотя материал эксперимента не противоречит такого широкого обобщения.

2. Выводы должны содержать элемент новизны для науки или практики. Бывает и так, что вывод сделан правильно вследствие недостаточного знакомства автора с современным состоянием ветеринарной науки он не содержит элементов новизны. В этом случае автор данными своего опыта, сам того не подозревая, пытается доказать известное, ранее экспериментально доказанное положение.

3. Выводы необходимо формулировать максимально конкретными и четкими.

4. Научные факты, констатируемые в выводах, должны сопровождаться краткой ссылкой на те основные условия, при которых эти факты будут неизменно повторяться. Данные требования имеют особенно большое значение. Оно необходимо не только для истинного понимания выводов, вытекающих из эксперимента, но и для последующего обобщения аналогичных работ, т. е. для получения обобщенных выводов.

5. В выводах обязательно делают указание на то, что являются ли они окончательными или предварительными. Отсутствие такого указания означает, что автор считает их окончательными.

В конце выводов, если автор находит целесообразным, выдвигает предложение – в каком направлении и с помощью какой методики, аппаратуры следует далее вести подобные исследования, чтобы получить новые сведения.

Проблема доказательства вывода

Перед исследователем постоянно стоит вопрос о доказательности сделанных им выводов из наблюдений опытов, экспериментов.

Существует несколько критериев доказательности вывода:

Казуальный критерий: надежность вывода значительно возрастает при оснащении опыта комплексом научных исследований – биохимическими, физическими, физиологическими и др.

Критерий повторности: одним из важных критериев достоверности вывода является повторяемость вывода из экспериментов, проведенных в различных условиях.

Критерий практики: если научные исследования завершились довольно широким внедрением в производство, которое от этого технически или организационно улучшилось, то это значит, что выводы соответствуют объективной истине.

Практика дает возможность отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного, постоянное от преходящего.

На основе практики происходит отбрасывание ошибочных положений и теорий, являющихся тормозом в развитии производительных сил.

Только то научное исследование может считаться окончательно апробированным и законченным, выводы из которого и предложения успешно применяются в производстве.

При внедрении в производство достижений науки, ученый встречается с такими явлениями, которые могут пробудить у него новые научные идеи для последующей экспериментальной разработки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: