«Музыкальная литература» 2019-2020 гг.
Билет №4.
Вопрос №1
Кто из композиторов XIX века писал музыку только для фортепиано? Назовите жанры, которые создал этот композитор.
Польский композитор и виртуозный пианист Фредерик Францишек. Он является представителем романтического направления в музыке. Композитор не писал больших произведений для оркестра, ансамбля или хора. А нашел себя, как известно, в миниатюрах для фортепиано.
Шопен писал исключительно для фортепиано. Его цель, доказать необыкновенные выразительные возможности инструмента фортепиано (рояля).
Творчество Шопена оказало влияние на многие поколения музыкантов. Композитор по-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, опоэтизировал и драматизировал танцы – мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
За всю жизнь Шопен дал не более тридцати публичных концертов, в основном выступая в домах своих друзей. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен, по отзывам современников, этот стиль отличала ритмическая свобода – он продлевал одни звуки за счет сокращения других.
С 1927 г. в Варшаве каждые пять лет проводятся международные конкурсы пианистов имени Шопена.
Билет №4.
Вопрос №2
Что вы знаете о кружке «Могучая кучка»? Когда и где существовал? Кто входил в состав? Кому принадлежит название кружка?
Так называемая «Могучая кучка» (состав которой был совсем небольшим) – это союз русских композиторов, который сложился в конце 50-х-начале 60-х годов 19 столетия в России. Ее еще называли «Новой русской музыкальной школой» или Балакиревским кружком. Само же название привилось с легкой руки критика Стасова В.В. и привилось мгновенно, превратившись в общепринятое название союза. За границей его именовали «пятеркой».
Члены «Могучей кучки»
Кто входил в «Могучую кучку»?
Балакирев М.А., Бородин А.П., Мусоргский М.П., Кюи Ц.А. и Римский-Корсаков Н.А. Эти талантливые композиторы стремились найти новые формы, в которых смогли бы воплотить образы из русской современности и родной истории, а также способы сделать свою музыку более близкой и понятной широкой публике. Воплощением такого подхода стали оперы Бородина «Князь Игорь», Римского-Корсакова «Псковитянка», Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов». Именно народные сказки, эпос, национальная история и народный быт становились источниками вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов
Билет №4.
Вопрос №3