Архитектура, музыка, театр во второй половине XIX в

Театр

 

Развитие театра в пореформенную эпоху было связано в первую очередь с успехами отечественной драматургии. Основными центрами театральной культуры являлись Малый и Александринский театры. Однако и в провинции росло число театров и театральных трупп. Помимо искушенной столичной аристократии появился новый демократический зритель из разночинской среды.

В условиях запрета устраивать частные публичные спектакли в Петербурге и Москве ставился вопрос о расширении сети театров за счет создания частных антреприз. Частные театры стали возникать под видом «домашних спектаклей». Так, в Москве в 1865 г. А. Н. Островский, Н. Г. Рубинштейн, В. Ф. Одоевский открыли Артистический кружок − общественно-художественную организацию, объединившую работников разных видов искусства. Важное место в жизни организации занимали постановки спектаклей − «семейно-драматических вечеров». Так члены кружка обходили монополию императорских театров. Только в 1882 г. монополия казенных театров была отменена под влиянием требований прогрессивной общественности.

А. Н. Островский среди членов Общества драматических писателей

 

Становление русского театра в его современном понимании неразрывно связано с творчеством А. Н. Островского, создателя театральной школы и целостной концепции театральной постановки. Его драматургия − замечательное явление национально-художественной культуры. В 1852 г. пьеса «Не в свои сани не садись», поставленная на сцене Малого театра, принесла Островскому славу. Его прозвали «Колумбом Замоскворечья», а комедию − купеческими «Мертвыми душами».

Иллюстрация С. Герасимова к пьесе Островского «Гроза»

Музыка

 

Важную роль в развитии музыкальной культуры в пореформенные годы сыграло основанное в 1859 г. по инициативе композитора и пианиста А. Г. Рубинштейна Русское музыкальное общество. Оно устраивало симфонические и камерные концерты. В 1862 г. в Петербурге по инициативе Рубинштейна была открыта первая консерватория, положившая начало профессиональному музыкальному образованию в России. Рубинштейн стал ее директором, дирижером оркестра и хора. В 1866 г. Н. Г. Рубинштейн, брат А. Г. Рубинштейна, основал и возглавил Московскую консерваторию.

 

Братья Рубинштейн Петербургская консерватория

 

В 1862 г. в Петербурге композитор М. А. Балакирев и дирижер Г. Я. Ломакин основали бесплатную музыкальную школу, состоявшую под императорским покровительством. В концертах, устраиваемых этой школой, вокальными, хоровыми пьесами дирижировал Ломакин, а оркестровыми − Балакирев.

М. А. Балакирев Г. Я. Ломакин

 

В конце 1850-х и начале 1860-х гг. в Петербурге сложилось творческое объединение русских композиторов «Могучая кучка» (Балакиревский кружок), в состав которой входили М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков и Ц. А. Кюи. Идейным вдохновителем кружка стал критик, литератор и архивист В. В. Стасов, первым назвавший в 1867 г. творческое содружество «Могучей кучкой». Сами музыканты, считавшие себя наследниками М. И. Глинки, предпочитали название «Новая русская музыкальная школа». Основной чертой эстетики и музыкального творчества композиторов «Могучей кучки» являлось стремление передать в музыке «правду жизни», национальный характер. Они увлекались музыкальным фольклором, тяготели к историческим сюжетам и развивали жанр народно-музыкальной драмы («Царская невеста» и «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Князь Игорь» А. П. Бородина). Члены «Могучей кучки» собирали и изучали музыкальный фольклор, издали в 1860–1970-х гг. несколько сборников русских народных песен.

Развитие русской музыки во второй половине XIX в. связано с именем величайшего композитора П. И. Чайковского. Его музыкальный талант был многогранен, Чайковский оставил богатейшее творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.). Музыка Чайковского обладает глубокой силой эмоционального воздействия. Его творчество утверждало право человека на свободную жизнь, призывало к борьбе со злом и несправедливостью. В его последних произведениях наряду с характерным для композитора лирическим жизнеутверждающим началом появляются черты трагедийности.

П. И. Чайковский

 

Пореформенное музыкальное искусство отличали программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведений.

 

Архитектура

 

Развитие капитализма в пореформенный привело к появлению в архитектуре новых типов сооружений: вокзалов, пассажей, крытых рынков, доходных домов, новых по характеру больниц и школ. В это время господствовала эклектика − смешение стилей. Элементы разных стилей механически смешивались в одном здании.

Архитектура второй половины XIX в. расценивается в художественном отношении как архитектура упадка. Если под влиянием передовых демократических идей в живописи, музыке и литературе были созданы подлинно народные произведения, то архитектуру это влияние обошло. Из-за отсутствия больших положительных идей архитектура оказалась за рамками большого искусства. Частично это объясняется возраставшей материальной зависимостью архитекторов от частных предпринимателей. Русская буржуазия, выступавшая основным заказчиком сооружений, не отличалась тонким вкусом.

Разновидностью эклектики в русской архитектуре второй половины XIX в. был псевдорусский стиль, обязанный своим возникновением увлечению народным декоративным искусством, крестьянской деревянной архитектурой, резьбой, вышивкой. В этом стиле были построены И. Ропетом «Терем» в Абрамцеве под Москвой (1873 г.) и В. Гартманом типография Мамонтова в Москве (1872 г.).

Терем в усадьбе «Абрамцево» И. П. Ропета

 

«Ропетовщина» распространилось не только в строительстве временных павильонов, дач и небольших городских домов, но и перекочевала в каменную архитектуру, положив начало так называемому русскому стилю.

Храм Спас-на-крови. Архитектор − А. А. Парланд

 

Здания второй половины XIX в. содержали черты, восходящие к древнерусской архитектуре. В большинстве случаев это было не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядело искусственно. Сооруженные в «русском стиле» храм Спаса-на-Крови (1883–1907 гг., архитектор − А. А. Парланд) в Петербурге, Исторический (1875–1883 гг., В. О. Шервуд, А. А. Семенов и Политехнический (1873–1877 гг., И. А. Монигетти и Н. А. Шохин) музеи, Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889–1893 гг., Н. А. Померанцев) в Москве, театр (1887 г., Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и вокзал в Одессе (1879–1881 гг., архитектор − В. Шретер) сегодня определяют современный облик городов. Внешний вид этих сооружений несет отпечаток старины, их эклектизм воспринимается уже не как безвкусица, а своеобразие.

Исторический музей. Архитектор − В. О. Шервуд

 

Одним из крупных общественных сооружений этого времени стало здание Московской городской думы. В 1888 г. два конкурса, устроенные Думой, выиграл архитектор Д. Н. Чичагов. Он возвел монументальное здание теремного типа в псевдорусском стиле, которое сегодня определяет облик площади Революции в центре Москвы. Однако здание отличает несоответствие современного назначения и художественного образа, в глаза бросается противоречие между рациональным и логичным планом и перенасыщенным пышным декором фасада.

Московская городская дума. Архитектор − Д. Н. Чичагов

 

Несмотря на отсутствие ярких художественных достоинств в русской архитектуре пореформенной эпохи, это время интересно как период постановки новых серьезных задач и поисков нового стиля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: