Совершение нотариальных действий в учреждениях уголовно-исполнительной системы российской федерации

Правом осуществления нотариальных действий наделяется ряд должностных лиц административных органов, в том числе начальники исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы России (УИС).
Организация и деятельность нотариальных органов осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, а также различными инструкциями, утвержденными Министерством юстиции РФ.

Помимо норм, установленных законодательством Российской Федерации, в части, касающейся нотариальной деятельности руководителей исправительных учреждений УИС, в некоторых населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор или нотариусов, занимающихся частной практикой, нотариальные действия осуществляют должностные лица местного органа исполнительной власти на основании решения его руководителя.
Нотариальные действия осуществляются в публично-правовой сфере от имени государства (ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате). Их преимуществом является правовое регулирование на федеральном уровне. Так как вся нотариальная деятельность является предупредительным правосудием в широком социально-правовом контексте и осуществляется в рамках нотариального производства, то эти взаимоотношения проводятся на публично-правовой основе.

Помимо установленных норм, особо важны для граждан России, находящихся в местах лишения свободы и не имеющих возможности воспользоваться услугами нотариуса, нотариальные действия, позволяющие осужденным к лишению свободы не терять социальные связи с гражданским обществом. К ним относится заверение документов, имеющих важное значение для социально-трудовых отношений, не только в "местах не столь отдаленных", но и после освобождения (документы об образовании, трудовые книжки, доверенности), с помощью которых родственники осужденных граждан могут осуществлять законные действия от их имени и по поручению.
Например, в случае осуждения лица к лишению свободы его паспорт подлежит временному изъятию на срок отбывания наказания и приобщается к его личному делу. При освобождении из мест лишения свободы паспорт возвращается гражданину. На основании того, что основной документ, подтверждающий личность гражданина Российской Федерации, находится вне возможности проведения нотариальных действий нотариусом, в отношении лица применяются особые формы их ведения в уголовно-исполнительной системе.

В соответствии с вышеизложенным представляется целесообразным на федеральном уровне внести изменения в Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные Приказом Министерства юстиции РФ от 03.11.2005 N 205. Во-первых, в части, касающейся предоставления дополнительных услуг, проводимого по инициативе осужденных лиц, необходимо предусмотреть конкретный порядок оказания нотариальных услуг с указанием действий администрации и сотрудников исправительного учреждения. Во-вторых, справедливости ради стоит отметить дополнительную нагрузку на должностных лиц исправительного учреждения, напрямую связанную с желанием осужденных воспользоваться правом предоставления им нотариальных услуг. В данном контексте администрация и сотрудники учреждения не имеют ни социального, ни материального стимула для сопровождения процессуальных моментов, нотариуса и осужденного до места оказания нотариальных услуг и прочих аспектов предоставления осужденным законных прав. Таким образом, данная ситуация может повлечь за собой риск возникновения благоприятных условий для коррупционной составляющей в стенах учреждения УИС. В-третьих, в рамках совершенствования уголовно-исполнительного права необходимо провести анализ нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России, позволяющий выявить положения, не соответствующие законодательству Российской Федерации, и нормы, создающие условия для проявления коррупции. Лишь благодаря комплексному, системному исследованию деятельности исправительных учреждений УИС возможно создание благоприятных условий для выявления и устранения пробелов в нормативно-правовой сфере таких учреждений. В свою очередь, переработка действующих нормативных правовых актов позволит учесть неоднократные изменения, вносившиеся в них, судебную практику в разрешении вопросов оказания осужденным нотариальных услуг, а также обеспечит оптимизацию или исключение отдельных положений уголовно-исполнительного законодательства, создающих условия для проявления коррупции.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: