Подготовка учителя к уроку предполагает два вида планирования:
♦ тематическое;
♦ поурочное.
Тематическое планирование — это планирование системы уроков по конкретной теме с определением цели изучения темы, дидактических задач каждого урока, выделением времени для экскурсий, практических и контрольных работ, установлением календарных сроков.
Поурочное планирование — это составление плана (конспекта) урока, включающего в себя:
♦ указание темы урока;
♦ определение дидактической цели;
♦ конкретизацию образовательных, воспитательных и развивающих задач;
♦ перечисление оборудования и дидактических средств;
♦ указание этапов урока;
♦ описание методов и приемов, используемых на каждом этапе урока;
♦ выбор форм учебной работы на уроке;
♦ определение содержания и методики задания на дом;
♦ подведение итогов работы на уроке.
Требования к современному уроку
Целенаправленность урока, четкость определения его задач.
Цель как закон определяет способ и характер действия.
|
|
К. Маркс.
Дидактическая цель - это то, чему в основном будет посвящен урок (изучение нового, обобщение, повторение и т. п.). Задача - это то, что ведет к достижению цели. На современном уроке должны решаться в единстве задачи:
♦ воспитания;
♦ образования;
♦ развития.
2) Полноценность содержания урока:
♦ соответствие содержания многоаспектным задачам урока;
♦ научность;
♦ связь теории с практикой;
♦ реализация внутрипредметных и межпредметных связей;
♦ направленность на формирование системы знаний, универсальных учебных действий, учебной деятельности.
3) Актуализация личного опыта учащихся.
Необходимость этого требования диктуется:
♦ анатомо-физиологическими особенностями человека;
♦ увеличением объема информации в современном мире.
Личный опыт включает в себя:
♦ познавательный опыт;
♦ нравственно-эмоциональный опыт.
Личный опыт складывается следующим образом:
♦ целенаправленно (под воздействием обучения);
♦ стихийно (в процессе жизнедеятельности).
Направленность урока на воспитание учащихся.
Урок не бывает нейтральным в отношении воспитания учащихся. Он всегда оказывает воспитательное воздействие, которое может быть либо положительным, либо отрицательным.
Воспитание на уроке осуществляется за счет:
♦ осознания учащимися целей и задач урока;
♦ направленности на формирование основ научного мировоззрения;
♦ отбора содержания, выбора методов;
♦ организации учебной деятельности;
♦ создания условий для упражнения учащихся в нравственных привычках;
|
|
♦ особенностей личности учителя;
♦ самой обстановки классного помещения.
5) Направленность урока на развитие учащихся. На уроке необходимо создавать условия для развития следующих сфер:
♦ Интеллектуальной (развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, формирование общих и конкретных умственных действий, их осознание).
♦ Эмоционально-волевой:
• эмоциональность, заинтересованность учителя в успешной работе класса (по данным А. И. Кочетова, равнодушный тон учителя снижает работоспособность слабых учащихся на 20 %, средних — на 30 %, сильных — на 37 %);
• создание ситуации успеха;
• создание условий для развития положительной учебной мотивации, познавательных интересов (необычность, новизна содержания, активность учащихся, возможности для проявления их самостоятельности, благоприятная атмосфера на уроке);
• создание условий для развития волевых качеств личности (повышение меры самостоятельности, удовлетворенность от преодоления трудностей).
♦ Двигательной (создание условий для необходимой двигательной активности учащихся на уроке; обеспечение развития физических качеств детей).
...от пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
В. Л. Сухомлинский
6) Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого ученика, овладения им знаниями, умениями и навыками, формирования его личности.
Ориентация на среднего ученика главный недостаток урока со времен Я. А. Коменского. Однако использование индивидуального и дифференцированного подхода помогает его избежать.
♦Дифференциация учебной работы предполагает ее организацию в соответствии с группами учащихся, отличающихся друг от друга определенными особенностями (типичными пробелами в знаниях, темпом работы, уровнем обученное™, сформированное™ способов деятельности и т. п.).
♦Дифференцированные задания должны различаться степенью самостоятельности, требуемой от учащихся, мерой помощи, оказываемой им в усвоении материала.
♦Дифференциация должна носить временный, преходящий характер.
7) Постоянный контроль за процессом и результатом работы.
Контроль за процессом позволяет:
♦ установить, как учащиеся овладевают материалом;
♦ вовремя вмешаться, чтобы не закреплять ошибки.