III. А. Амонашвили предложил формировать у учащихся умение оценивать учебную деятельность в три этапа:
♦ оценочная деятельность педагога;
♦ коллективная оценочная деятельность;
♦ самостоятельная оценочная деятельность школьников.
1-й этап — оценочная деятельность педагога:
♦ безэталонная стадия (учитель не дает никаких образцов, а лишь эмоционально оценивает работу);
♦ стадия включения эталонов (оценочные суждения педагога нося развернутый характер);
♦ эталонная стадия (оценочная деятельность педагога принимав свернутый вид; школьник способен сам оперировать эталонами! вести самоконтроль и самооценку).
2-й этап — коллективная оценочная деятельность:
♦ коллективный выбор эталона;
♦ коллективное определение, выдвижение, формирование эталонов;
♦ становление общественного мнения в классе (процесс формирования таких эталонов, как идеалы, точки зрения, морально-этические и эстетические ценности), организация коллективной оценочной активности школьников.
Особенности коллективной оценочной деятельности:
♦ оценка строится на основе оптимистического, уважительного отношения к товарищу, доброжелательной критики и высказывания пожеланий, как улучшить работу;
♦ эталон создается и принимается всеми как общественная норма;
♦ способы соотнесения результата с эталоном устанавливаются также всеми;
♦ вырабатываются определенные нормы оценочных суждений (своеобразные эталоны);
♦ вырабатываются личностные позиции, точки зрения, оценки;
♦ накапливается личностный опыт контроля и оценки, самоконтроля и самооценки;
♦ образуется личностная установка внимательного отношения к критике, замечаниям одноклассников.
3-й этап — самостоятельная оценочная деятельность школьника:
♦ оперирование определенными эталонами;
♦ оперирование оценочными суждениями;
♦ содержательная оценка работ одноклассников;
♦ активное включение оценочного компонента в свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Подумайте, поразмышляйте
1. Прочитайте отрывок из работы Ш. А. Амонашвили (приложение 19). Как вам кажется, позволяет ли описанная технология реализовать личностно-гуманный подход в обучении? Почему реализация предлагаемой технологии начинается с безэталонной стадии?
2. В настоящее время в первом полугодии первоклассникам не выставляют отметок. Почему?
3. Опираясь на материал учебников для начальной школы, покажите, какими могут быть конечные и вспомогательные эталоны при выполнении различных заданий.
4. Хотели бы вы в своей деятельности использовать технологию формирования содержательной оценки III. А. Амонашвили? Почему?
5. Если бы вам предложили во всех классах начальной школы не использовать отметки как инструмент оценки деятельности учащихся, вы согласились бы? Почему?
Информационно-коммуникационные технологии обучения младших школьников
ПЛАН
1. Основные понятия и задачи использования информационно-коммуникационных технологий.
2. Виды ИКТ.
3. Возможности использования ИКТ в начальной школе.
4. Условия успешности использования ИКТ на уроке.
Основные понятия и задачи использования информационно-коммуникативных технологий
Можно выделить следующие ориентиры информатизации образования в государстве:
♦ Расширение доступности образования за счет применения ин формационных и коммуникационных технологий.
♦ Изменение качества образования: усиление роли самостоятельного обучения на основе активного использования современных информационных технологий и дополнительных образовательных ресурсов.
В широком смысле информационно-коммуникационные технологии совокупность методов, производственных процессов и программ но-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. Информационная технология — это педагогическая технология, использующая специальные способ программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры) для работы с информацией.
Как отмечают Е. И. Виштынецкий и А. О. Кривошеее, использован применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей цель реализацию следующих задач:
♦ поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
♦ поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
♦ реализация принципа индивидуализации учебного процесса пи сохранении его целостности.
Виды ИКТ
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров (Игушева И. А.):
1. По решаемым педагогическим задачам:
♦ средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
♦ средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
♦ вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
♦ комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
♦ информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
♦ интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции, вебинары);
♦ поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации электронные и информационные ресурсы
делятся на ресурсы:
♦ с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
♦ с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
♦ с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
♦ с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
♦ с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
♦ урочные;
♦ внеурочные.
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
♦ технология асинхронного режима связи — off-line;
♦ технология синхронного режима связи — on-line.
Обучающие компьютерные программы по целям и задачам подразделяются на:
♦ консультирующие;
♦ иллюстрирующие;
♦ программы-тренажеры;
♦ учебные игровые программы;
♦ программы формирования умственных действий;
♦ программы обучающего контроля;
♦ программы проблемного обучения.