школы:
♦ учитель перестает быть единственным основным источником
информации;
♦ он организует с учащимися поиск, отбор и переработку информации;
♦ он определяет оптимальную для каждого учащегося совокупность электронных учебных модулей (ЭУМ);
♦ он определяет форму и содержание, объем контроля для каждого ученика;
♦ учитель выступает инициатором новых форм взаимодействия;
♦ он выполняет роль организатора (модератора) дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке и во внеурочно время.
(Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5. №1
С. 261273. Текст приведен в сокращении)
Приложение 22. И. М. Витковская. Организация сотрудничества младших школьников в учебном процессе
При организации парной работы два ученика выполняют какую-то часть работы совместно. Если все пары выполняют одно и то же задание - работа единая, если разные дифференцированная... Принимая традиционный подход к общим формам общения, мы считаем парную работу разновидностью групповой, так как она сохраняет все признаки групповой работы: сотрудничество учащихся в парах, роль учителя — опосредованное руководство через инструктажи, памятки.
Парную работу учителя начальных классов используют на уроках всех дисциплин при проверке домашних заданий, взаимопроверке классных самостоятельных работ. Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочности усвоения знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.
Парная работа как простейший вид групповой может быть использована уже в первые дни обучения в первом классе: при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики...
(Организация сотрудничества младших школьников
в учебной деятельности. Учебно-методическое пособие к спецкурсу.
Псков, 1997. С. 21-25)