Кодированием называется процесс присвоения кодового обозначения объекту или группирования в виде знака или группы знаков за определенными для данной системы кодирования правилами.
Целью кодирования является систематизация объектов путем их идентификации, ранжирования и присвоения условного обозначения (кода), по которому можно найти и распознать любой объект среди множества других.
Необходимость в кодировании товаров и других объектов существовала давно, но особенно возросла значимость кодирования в последние десятилетия с внедрением электронно-вычислительной техники. В результате расширилось целевое назначение кодирования, которое облегчает обработку технико-экономической информации с помощью ЭВМ, повышает эффективность функционирования АСУ.
Присвоение кодов осуществляется на основе определенных правил и методов. Правила кодирования:
· код должен иметь определенную структуру построения;
· код может быть выражен с помощью различных, заранее обусловленных знаков;
· код должен способствовать упорядочению объектов.
Структура кода — условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.
Структура кода состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда и длины.
Алфавит кода — система знаков, принятых для образования кода.
Цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются цифры.
Буквенный алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков.
Буквенно-цифровой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.
Штриховой алфавит кода — алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды ЕАN и UРА, широко применяемые в международной практике.
Число знаков в алфавите кода называется основанием кода.
Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.
Разряд кода — позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку.
Кодирование товаров и других объектов осуществляется несколькими способами, являющимися разновидностями метода кодирования. К ним относятся порядковый, серийно-порядковый, последовательный, параллельный. Последние два способа кодирования тесно взаимосвязаны с разновидностями метода классификации. Эти связи показаны на рис.16 [12].