Антонова Софья ПОНБ УГ11
Семинар по Юридической психологии
Пенитенциарная психология.
Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии.
Выделению пенитенциарной психологии в самостоятельную отрасль юридической науки предшествовал этап обобщения и систематизации накопленных фактов о психологических явлениях, возникающих в условиях исполнения уголовного наказания, разработки и применения научных методов с целью изучения и установления на этой основе определенных психологических закономерностей
В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин (1975) к предмету пенитенциарной психологии относят факты, закономерности и механизмы функционирования личности и групп осужденных в условиях отбывания и исполнения наказания, в процессе их исправления и перевоспитания. В данном случае не обосновываются главные средства воздействия.
В.Л. Васильев (1997) и Ю.В. Чуфаровский (1995) считают, что исправительно-трудовая психология должна исследовать психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разработку практических рекомендаций по перевоспитанию и ресоциализации осужденных. Эти авторы подробнее описывают предмет, однако за пределами анализа оставляют личность и коллектив сотрудников.
М.И. Еникеев (1996) в определение исправительной (пенитенциарной) психологии включает покаяние и ресоциализацию осужденного, обосновывая это тем, что исправительная (пенитенциарная – от лат. poenitentiarius – покаянный, исправляемый) психология изучает психологические основы ресоциализации – восстановления ранее нарушенных социальных качеств личности, необходимых для полноценной ее жизнедеятельности в обществе. Исходя из этого пенитенциарная психология исследует проблемы эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях режима исправительных учреждений, ценностные ориентации и стереотипы поведения личности, малых групп в условиях социальной изоляции, соответствие текущего исправительного законодательства задачам исправления осужденных.
На основе взаимодействия с уголовно-исполнительным правом пенитенциарная психология призвана выработать рекомендации по ресоциализации осужденных, найти средства, методы и приемы психологической коррекции личности правонарушителей.
Пенитенциарная психология исследует два рода факторов. Одни из них носят социально-психологический характер, так как большинству видов исправительных учреждений свойственно групповое отбывание наказания.
Деятельность этих специфических групп людей (осужденных) осуществляется через соответствующим образом организованные коллективный труд, общение, профессиональную подготовку и общеобразовательное обучение, в которых ярко проявляются внушение, подражание, психическое заражение, лидерство, групповые мнения и настроения, традиции и обычаи, сплоченность, конфликтность и другие социально-психологические явления. По своей сути эта деятельность – социальная, ее цели, средства достижения и результаты во многом определяются условиями жизни в местах лишения свободы.
Другие факторы связаны с личностными особенностями. В этой связи одной из задач пенитенциарной психологии является изучение личностно-психологических факторов, в том числе индивидуально-психических особенностей личности того или иного осужденного или сотрудника.
У преступников в отличие от сотрудников ярко выражены криминально-нравственные отклонения от нормы, поэтому индивидуально-психологические особенности персонала и осужденных (направленность личности, проявление эмоциональной и волевой сфер, психических состояний, черт характера, способностей, направленность познавательной деятельности) имеют значительные различия. Раскрыть эти различия – задача пенитенциарной психологии.
В указанных направлениях пенитенциарной психологии выражается теоретический аспект данной отрасли психологической науки.
Практические задачи пенитенциарной психологии связаны с установлением влияния негативных факторов, обусловленных лишением свободы, таких как:
– непрекращающийся рост уровня рецидивной преступности;
– стабильность уровня рецидива, который не снижается под воздействием карательных мер (длительное, свыше 5-7 лет, нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям в психике человека, а тюрьма оказывается не местом исправления, а школой криминальной профессионализации);
– тотальная регламентация жизни осужденных, нередко усиленная многочисленными ограничениями в местах лишения свободы, формирует специфическую субкультуру и соответствующую ей тюремную самоорганизацию;
– лишение свободы связано с длительной изоляцией в однополом коллективе, что порождает различные сексуальные отклонения.
Практическая направленность пенитенциарной психологии выражается в решении следующих задач:
а) определение психологически обоснованных путей позитивной активизации личности и групп осужденных, направленных на их исправление и ресоциализацию;
б) реализация идей гуманизации и развития деятельности психологических служб;
в) выявление условий эффективного применения средств исправления осужденных (режима отбывания наказания, общественно полезного труда, воспитательной работы, образования и профессиональной подготовки осужденных);
г) разработка психологических предпосылок закрепления результатов ре-социализации осужденных и определение психологически обоснованных мер коррекции их поведения и деятельности;
д) обоснование психологической подготовки сотрудников исправительных учреждений;
е) исследование психологических предпосылок оптимальной системы управления деятельностью пенитенциарных учреждений.