Марки трансмиссионных масел и их применение на военной автомобильной технике

 

В старой маркировке трансмиссионных масел применялись буквенные и цифровые обозначения. Например, ТАП-15В, ТСп-15К и другие:

Т – трансмиссионное масло;

А – автомобильное;

П – содержащее присадку;

3 – загущенное;

С – селективной очистки.

Цифры, следующие за буквами, указывают вязкость масла в мм2/с при плюс 1000С.

В соответствии с нормативно-технической документацией трансмиссионные масла обозначают группой знаков, первая из которых – ТМ – трансмиссионное масло, вторая цифра – характеризует принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам (таблица 5.1), третья – класс кинематической вязкости (таблица 5.2).

Наибольшее распространение нашли трансмиссионные масла с противоизносными и противозадирными присадками. Масло ТМ-3-18 (ТАП-15В) обладает улучшенными противозадирными свойствами за счет введения противозадирных присадок ОТП или Л3-23к.

Комплект эффективных присадок содержится в масле ТМ-3-18К (ТСп-15К), предназначенных в первую очередь для трансмиссии автомобилей КамАЗ. Масло обладает очень хорошими эксплуатационными свойствами.

Для районов с холодным климатом применяют масло ТМ-3-9 (ТСп-10) с противозадирной присадкой ОТП.

Эксплуатация гипоидных передач обеспечивается маслом ТМ-4-18 (ТСп-НГИП), которое в своем составе содержит эффективную противозадирную, моющую и противопенную присадки.

Применение трансмиссионных масел на военной автомобильной технике (таблица 5.3).

 

 

Таблица 5.1 – Группы масел по эксплуатационным свойствам

Группа Состав масла Рекомендуемая область применения
1 Масла без присадок Цилиндрические, конические, червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 1600 МПа и температуре масла в объеме до плюс 90°С
2 Масла с противоизносными присадками То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до плюс 130°С
3 Масла с противозадирными присадками умеренной эффективности Цилиндрические, конические и спирально-конические передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла до плюс 150°С
4 Масла с противозадирными присадками высокой эффективности Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла до плюс 150°С
5 Масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла Гипоидные передачи, работающие с удельными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла до плюс 150°С

 

Таблица 5.2 – Классы вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости Кинематическая вязкость при плюс 1000С мм2 Температура, °С, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Пас, не выше
9 12 18 34 6,0... 10,99 11,0... 13,99 14,0...24,99 25,0...41,00 минус 45 минус 35 минус 18 –

 

Таблица 5.3 – Применение трансмиссионных масел на военной автомобильной технике

Марка

автомобиля

Марки трансмиссионных масел

Коробка передач, раздаточная коробка Главная передача, ведущий мост Рулевой механизм
ГАЗ-3308 (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТСп-14ГИП) ТМ-4-18 (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К
ЗИЛ-131 (ТАп-15Б) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К (Масло Р) МГ-22-В
Урал-375 (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТАп-15В) ТМ-3-18
Урал-4320-31 (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТСп-15К) ТМ-3-18К
КамАЗ «Мустанг» (ТСп-15К) ТМ-3-18К ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТАп-15В) ТМ-3-18 (Масло Р) МГ-22-В
КрАЗ-260 (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТАп-15В)ТМ-3-18 (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТАп-15В) ТМ-3-18
МТ-ЛБ, АТС-59   (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТАп-15В) ТМ-3-18  

Примечания:

1. (ТСп-10) ТМ-3-9 – применяется в тех же агрегатах трансмиссии, что и ТАп-15В (ТМ-3-18), ТСп-15К при температурах от 0°С до плюс 45°С

2. М-6З/10-Б2 (МТЗ-10п) – применяется при температуре ниже минус 25°С как заменитель масла (MT-16П) M-16-A (т)

3. ТМ-4-9З (ТСЗ-9ГИП) – применяется в агрегатах трансмиссии (включая и гипоидные передачи) при температурах до минус 50°С.

 

В настоящее время работы в области трансмиссионных масел проводятся в следующих направлениях:

- унификация масел для автомобильной и колесной бронетанковой техники;

- увеличение срока службы масел за счет более полного использования запаса качества;

- увеличение защитных свойств трансмиссионных масел, одновременно обеспечивающих хорошие эксплуатационные характеристики.

Например, трансмиссионное масло ТМ-5-12З (РК) – трансмиссионное высокоиндексное низкозастывающее масло селективной очистки, загущенное присадкой и содержащее многофункциональную присадку.

 

Взаимозаменяемость трансмиссионных масел отечественного и зарубежного производства

О взаимозаменяемости трансмиссионных масел отечественного и зарубежного производства можно судить по классу их вязкости, которая установлена в России ГОСТом 17.479.2-85, а в большинстве зарубежных стран стандартом SАЕ 1 306в и по группе эксплуатационных свойств, которая для отечественных трансмиссионных масел установлена ГОСТом 17.479.2-85, а для масел зарубежного, производства стандартом АРI (американский нефтяной институт). Значение этих показателей приведено в таблицах 5.4 и 5.5.

 

Таблица 5.4 Соответствие классов вязкости трансмиссионных масел

Класс вязкости

по ГОСТу 17.479.2-85 SAE 1 306в
9 75 (75W)
12 80 (80W)
(15)[1] 85 (85W)
18 90 (90W)
34 140

 

Таблица 5.5 – Соответствие групп эксплуатационных свойств трансмиссионных масел

Группа эксплуатационных свойств

по ГОСТу 17.479.2-85 АРI
ТМ-1 GL-1
ТМ-2 GL-2
ТМ-3 GL-3
ТМ-4 GL-4
ТМ-5 GL-5

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном автомобилестроении применяются зубчатые передачи различных типов. Особенно широко распространены винтовые, косозубые, конические, спиральные и гипоидные передачи. Преимущество их перед передачами с прямыми зубьями – в большей прочности зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к маслам для этих передач предъявляют более высокие требования, чем к маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в таких передачах больше.

Поэтому от правильного применения трансмиссионных масел во многом зависит надежная работа агрегатов трансмиссии.

 

 

 

 

Задание:

 

1. Составить конспект по теме

2. Ответить на вопросы теста

3. Ответить  на контрольные вопросы

Тесты к теоретическим занятиям по теме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: