В старой маркировке трансмиссионных масел применялись буквенные и цифровые обозначения. Например, ТАП-15В, ТСп-15К и другие:
Т – трансмиссионное масло;
А – автомобильное;
П – содержащее присадку;
3 – загущенное;
С – селективной очистки.
Цифры, следующие за буквами, указывают вязкость масла в мм2/с при плюс 1000С.
В соответствии с нормативно-технической документацией трансмиссионные масла обозначают группой знаков, первая из которых – ТМ – трансмиссионное масло, вторая цифра – характеризует принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам (таблица 5.1), третья – класс кинематической вязкости (таблица 5.2).
Наибольшее распространение нашли трансмиссионные масла с противоизносными и противозадирными присадками. Масло ТМ-3-18 (ТАП-15В) обладает улучшенными противозадирными свойствами за счет введения противозадирных присадок ОТП или Л3-23к.
Комплект эффективных присадок содержится в масле ТМ-3-18К (ТСп-15К), предназначенных в первую очередь для трансмиссии автомобилей КамАЗ. Масло обладает очень хорошими эксплуатационными свойствами.
Для районов с холодным климатом применяют масло ТМ-3-9 (ТСп-10) с противозадирной присадкой ОТП.
Эксплуатация гипоидных передач обеспечивается маслом ТМ-4-18 (ТСп-НГИП), которое в своем составе содержит эффективную противозадирную, моющую и противопенную присадки.
Применение трансмиссионных масел на военной автомобильной технике (таблица 5.3).
Таблица 5.1 – Группы масел по эксплуатационным свойствам
Группа | Состав масла | Рекомендуемая область применения |
1 | Масла без присадок | Цилиндрические, конические, червячные передачи, работающие при контактных напряжениях до 1600 МПа и температуре масла в объеме до плюс 90°С |
2 | Масла с противоизносными присадками | То же, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до плюс 130°С |
3 | Масла с противозадирными присадками умеренной эффективности | Цилиндрические, конические и спирально-конические передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла до плюс 150°С |
4 | Масла с противозадирными присадками высокой эффективности | Цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла до плюс 150°С |
5 | Масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла | Гипоидные передачи, работающие с удельными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла до плюс 150°С |
Таблица 5.2 – Классы вязкости трансмиссионных масел
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при плюс 1000С мм2/с | Температура, °С, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Пас, не выше |
9 12 18 34 | 6,0... 10,99 11,0... 13,99 14,0...24,99 25,0...41,00 | минус 45 минус 35 минус 18 – |
Таблица 5.3 – Применение трансмиссионных масел на военной автомобильной технике
Марка автомобиля | Марки трансмиссионных масел | ||
Коробка передач, раздаточная коробка | Главная передача, ведущий мост | Рулевой механизм | |
ГАЗ-3308 | (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К | (ТСп-14ГИП) ТМ-4-18 | (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К |
ЗИЛ-131 | (ТАп-15Б) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К | (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К | (Масло Р) МГ-22-В |
Урал-375 | (ТАп-15В) ТМ-3-18 | (ТАп-15В) ТМ-3-18 | (ТАп-15В) ТМ-3-18 |
Урал-4320-31 | (ТСп-15К) ТМ-3-18К | (ТСп-15К) ТМ-3-18К | (ТСп-15К) ТМ-3-18К |
КамАЗ «Мустанг» | (ТСп-15К) ТМ-3-18К ТАп-15В) ТМ-3-18 | (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТАп-15В) ТМ-3-18 | (Масло Р) МГ-22-В |
КрАЗ-260 | (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТАп-15В)ТМ-3-18 | (ТАп-15В) ТМ-3-18 (ТСп-15К) ТМ-3-18К | (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТАп-15В) ТМ-3-18 |
МТ-ЛБ, АТС-59 | (ТСп-15К) ТМ-3-18К (ТАп-15В) ТМ-3-18 |
Примечания:
1. (ТСп-10) ТМ-3-9 – применяется в тех же агрегатах трансмиссии, что и ТАп-15В (ТМ-3-18), ТСп-15К при температурах от 0°С до плюс 45°С
2. М-6З/10-Б2 (МТЗ-10п) – применяется при температуре ниже минус 25°С как заменитель масла (MT-16П) M-16-A (т)
3. ТМ-4-9З (ТСЗ-9ГИП) – применяется в агрегатах трансмиссии (включая и гипоидные передачи) при температурах до минус 50°С.
В настоящее время работы в области трансмиссионных масел проводятся в следующих направлениях:
- унификация масел для автомобильной и колесной бронетанковой техники;
- увеличение срока службы масел за счет более полного использования запаса качества;
- увеличение защитных свойств трансмиссионных масел, одновременно обеспечивающих хорошие эксплуатационные характеристики.
Например, трансмиссионное масло ТМ-5-12З (РК) – трансмиссионное высокоиндексное низкозастывающее масло селективной очистки, загущенное присадкой и содержащее многофункциональную присадку.
Взаимозаменяемость трансмиссионных масел отечественного и зарубежного производства
О взаимозаменяемости трансмиссионных масел отечественного и зарубежного производства можно судить по классу их вязкости, которая установлена в России ГОСТом 17.479.2-85, а в большинстве зарубежных стран стандартом SАЕ 1 306в и по группе эксплуатационных свойств, которая для отечественных трансмиссионных масел установлена ГОСТом 17.479.2-85, а для масел зарубежного, производства стандартом АРI (американский нефтяной институт). Значение этих показателей приведено в таблицах 5.4 и 5.5.
Таблица 5.4 – Соответствие классов вязкости трансмиссионных масел
Класс вязкости | |
по ГОСТу 17.479.2-85 | SAE 1 306в |
9 | 75 (75W) |
12 | 80 (80W) |
(15)[1] | 85 (85W) |
18 | 90 (90W) |
34 | 140 |
Таблица 5.5 – Соответствие групп эксплуатационных свойств трансмиссионных масел
Группа эксплуатационных свойств | |
по ГОСТу 17.479.2-85 | АРI |
ТМ-1 | GL-1 |
ТМ-2 | GL-2 |
ТМ-3 | GL-3 |
ТМ-4 | GL-4 |
ТМ-5 | GL-5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном автомобилестроении применяются зубчатые передачи различных типов. Особенно широко распространены винтовые, косозубые, конические, спиральные и гипоидные передачи. Преимущество их перед передачами с прямыми зубьями – в большей прочности зубьев шестерен при равных габаритах, плавной и бесшумной работе. Но к маслам для этих передач предъявляют более высокие требования, чем к маслам для шестерен с прямыми зубьями, поскольку скорости скольжения в таких передачах больше.
Поэтому от правильного применения трансмиссионных масел во многом зависит надежная работа агрегатов трансмиссии.
Задание:
1. Составить конспект по теме
2. Ответить на вопросы теста
3. Ответить на контрольные вопросы
Тесты к теоретическим занятиям по теме