Инноваация, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.
Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение»), и приставки «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
|
|
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т.д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).
Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворённости клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости — бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).
Важным элементом, обеспечивающим системный подход к разработке и внедрению нововведений, механизмом реализации инновационной стратегии выступает инновационная политика предприятия, которую можно определить как отношение руководства предприятия к инновационной деятельности, официально выраженное в целях, принципах, направлениях и формах осуществления.
|
|
Инновационную политику можно представить в рамках трех основных элементов: постановка целей и задач инновационного развития; выработка эффективных методов и средств достижения поставленных целей, а также подбор и организация кадров, способных решать поставленные инновационные задачи.
Инновационная политика предприятия представляет собой совокупность целей, стратегий и мер по развитию инновационной деятельности, разрабатываемых руководством и научно-техническими службами. Она является составной частью научно-технической и экономической политики предприятия и определяет направления инновационной деятельности и меры по стимулированию ее развития.
Основная цель инновационной политики заключается в повышении конкурентоспособности продукции, предприятия и его экономических показателей на основе разработки и реализации инновационных проектов и программ.
Однако цели инновационной деятельности компании зависят от ее специфики, внешних условий и характеристик внутренней среды и могут значительно варьироваться.
Инновационными задачами предприятия могут быть:
- обеспечение соответствия структуры продукции по стадиям жизненного цикла структуре нововведений по стадиям завершенности;
- определение источников возникновения инноваций (собственные разработки или привлеченные со стороны);
- обеспечение рациональных пропорций между нововведениями различных типов (например, по степени новизны и радикальности).
3. Инжиниринг и реинжиниринг на предприятии
Термин «инжиниринг» – от лат. «изобретательность». Основной перечень инжиниринговых услуг:
1) маркетинговые исследования целесообразности проекта;
2) изучение технических возможностей его реализации;
3) надзор за изготовлением оборудования;
4) помощь в обучении персонала;
5) пуск объектов эксплуатации.
Понятие «инжиниринг» вошло в бизнес–практику с середины 80-х гг. и представляет собой инженерно-консультационные услуги, обособленные в самостоятельную сферу коммерческой деятельности.
Такие услуги делятся на две группы:
1) услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
2) услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции.
Цель инжиниринговой деятельности – повышение эффективности производства на основе известных науке и практике достижений в области инженерных знаний, то есть это процесс доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до стадии производства.
Как свидетельствует мировой производственный опыт, прирост конечного результата производства при использовании практики инжиниринга составляет примерно 10-20%. Более Существенных результатов позволяет достигать реинжиниринг бизнес–процесса. Данное понятие введено впервые М. Хаммером и Дж. Чампи «Реинжиниринг корпораций: революция в бизнесе».
Реинжиниринг п редставляет собой инновационный процесс, направленный на кардинальное перепроектирование бизнеса для достижения скачкообразного улучшения деятельности предприятия. Реинжиниринг рассматривается не как традиционное улучшение (усовершенствование или модернизация), а как изобретение, позволяющее увеличить некоторые показатели деятельности предприятия в среднем в 5-10 раз и более).
В экономической литературе по реинжинирингу выделяются два вида деятельности:
- кризисный реинжиниринг;
- реинжиниринг развития.
По пути кризисного реинжиниринга идут в том случае, если предприятие оказалось в чрезвычайно сложной ситуации. Реинжиниринг же развития приемлем, когда у предприятия наметились тенденции ухудшения экономических показателей и возникла угроза завоевания рынков – стремление увеличить массу прибыли.
|
|
В 1991 г. было образованно первое профессиональное общество финансовых инженеров («Международная ассоциация финансовых инженеров»).
Финансовый инжиниринг – это разработка новых финансовых инструментов, операционных схем, поиск новых подходов к решению проблем в области финансов.
Домашнее задание: Выучить и кратко законспектировать в тетради представленные вопросы темы. Составить 5 тестовых заданий по данной теме (схема теста - вопрос и 4 варианта ответа к нему).
Прислать конспект и тесты в виде фото тетради или в виде электронного документа.
Основная литература:
1. Чечевицына Е. В.Экономика организации: учеб.пособие / Л.Н. Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 382 с. – (Среднее профессиональное образование).
Дополнительная литература:
1. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): Учебник для бакалавров, 2-е изд., перераб. и доп.(изд:2) / Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов. — М.: ИТК Дашков и К, 2016. — 292 c.
2. Арсенова Е.В. Экономика организации (предприятия): Учебник / Е.В. Арсенова, И.В. Корнеева; Под ред. Н.А. Сафронов. — М.: Магистр, 2018. — 687 c.
3. Грибов В.Д. Экономика организации (предприятия): Учебное пособие / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов, В.А. Кузьменко. — М.: КноРус, 2018. — 416 c.
4. Мокий М.С. Экономика организации (предприятия). Курс лекций. 3-е изд., стереотип / М.С. Мокий. — М.: Экзамен, 2018. — 254 c.
5. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. — 372 с.
6. Ерохина Л.И. Экономика организации / Л.И. Ерохина - М.: Кнорус, 2014. - 274 с.
7. Ковальчук Г.А. Экономика: Учеб. для 10 кл. общеобраз. учеб. завед. / Г.А. Ковальчук, В.Г. Мельничук, В.А. Огневюк. – К.: Арка, 2003. – 384 с.
8. Продиус Ю.И. Экономика предприятия: учебное пособие. – Харьков: ООО «Одиссей». – 2005. – 416 с.
9. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия) / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. - М.: Юрайт, 2014. - 672 с.
10. Мормуль Н.Ф. Экономика предприятия. Теория и практика / Н.Ф. Мормуль. – М.: Омега-Л, 2014. – 180 с.
|
|
11. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер; пер. с англ. М. В. Бугаев и др.; гл. ред. В. А. Усманов. – СПб.: Питер, 1999. – 887 с.
12. Старостина А. А. Маркетинговые исследования / А. А. Старостина. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001. – 320 с.
Интернет - ресурсы:
1. Душенькина Е. А. Экономика предприятия: конспект лекций - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/ekonomika/165887/fulltext.htm.
2. Мокий, М. С. Экономика организации: учебник и практикум для СПО /М. С. Мокий, О. В. Азоева, В. С. Ивановский; под ред. М. С. Мокия. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 334 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urss.ru/PDF/add_ru/193295-1.pdf
3. Котерова Н.П. Экономика организации - 8-е изд. - М.: 2015. - 288 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://alleng.org/d/econ/econ541.htm
Й урок
Тема урока: Тема 8. Управление предприятием.
Цель урока
Дидактическая (образовательная): сформировать и обобщить базовые знания о сущности и видах планирования, отраслевых особенностях планирования. Обобщить основные задачи разработки плана производства продукции.
Развивающая: развивать экономическое мышление, память, внимание студентов, умение анализировать и обобщать учебный материал; развивать ключевые общекультурные компетентности, которые необходимы студентам для успешной социализации личности.
Воспитательная: способствовать воспитанию деловых качеств будущего специалиста и созданию лучших условий для формирования у студентов познавательного интереса и творческой активности.
Изучить вопросы:
1. Сущность и виды планирования.
2. Отраслевые особенности планирования.
3. План производства продукции.