ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Преподаватель принимает доклад у дежурного о готовности группы к уроку, отсутствующих:
- Добрый день! Эпиграфом к нашему сегодняшнему занятию я взяла слова Бернарда Шоу: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди». (
План работы:
- повторение темы: «Первая медицинская помощь при кровотечениях»
- новая тема
- решение ситуационных задач по новой теме
- выступление экспертов
- подведение итогов
- задание на дом
Студенты слушают эпиграф и план урока, записывают в тетрадь.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Ребята, когда я на прошлом уроке просила Вас повторить тему «Первая медицинская помощь при кровотечениях», я говорила, что это очень важно не только на сегодняшнем занятии, но и в дальнейшей вашей жизни» Двум студентам я предлагаю подготовить свои вопросы индивидуально у доски.
Преподаватель вызывает двух студентов к доске, раздает задания.
Задание №1: Указать соответствие между видом кровотечения и его признаками.
|
|
(на разрезанных листах – отдельные фразы по видам кровотечений и их характеристикам)
Задание №2: Рассмотреть рисунок, указать, что он иллюстрирует, расшифровать значение обозначений 1-10.
(на рисунке изображен человек, точки пальцевого прижатия при артериальном кровотечении обозначены цифрами 1-10)
Преподаватель задает вопросы всей группе:
- дополните фразу: «Вытекание крови из поврежденных сосудов называется _____________» (кровотечением).
- назовите виды кровотечений относительно поверхности тела пораженного? (наружное, внутреннее)
- назовите типы кровотечений, исходя из вида поврежденных сосудов? (капиллярное, артериальное, венозное, смешанное)
- какой вид кровотечения наиболее опасен?
А. Паренхиматозное
Б. Артериальное +
В. Венозное
Г. Капиллярное - Укажите примерный объем потери крови, который может привести к смертельному исходу? (1-2л.)
- Назовите быстрый способ остановки артериального кровотечения? (пальцевое прижатие)
- Назовите самый надежный способ остановки артериального кровотечения? (жгут)
- Теперь посмотрим, как ответили у доски.
Правильные ответы:
Задание №1: Артериальное кровотечение:
- кровь ярко-алого цвета
- кровь выделяется пульсирующим фонтаном или упругой струей.
- лужа крови за 1-2 минуты кровотечения превышает в диаметре 1 метр.
Венозное кровотечение:
- кровь стекает пассивной струей с множеством затеков.
- цвет крови темно-бордовый.
Капиллярное кровотечение:
- кровь сочится по всей поверхности раны
Смешанное кровотечение:
- характеризуется признаками артериального и венозного
Паренхиматозное кровотечение:
|
|
- наблюдается при повреждении паренхиматозных органов (печень, селезенка идругие)
- посинение кожи в области повреждения
- бледная (посеревшая) кожа, влажная на ощупь
- чувство неутолимой жажды
Задание №2: Височная, сонная, подключичная, подмышечная, плечевая, локтевая, лучевая, бедренная, подколенная артерия, артерия тыла стопы.
Затем преподаватель по желанию приглашает двух студентов продемонстрировать на практике метод наложения жгута при артериальном кровотечении предплечья, один – демонстрирует, другой – статист.
Итак, мы вспомнили все, что нам сегодня понадобится. Так же на прошлом уроке я рассказывала вам о самых необходимых правилах наложения повязок. Я просила вас, по возможности, закрепить повязки, которые я вам демонстрировала, дома, на своих близких. К этому мы вернемся в процессе нашего занятия.
- А теперь ребята – мы готовы перейти к новой теме!
III. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
- Сегодня я прошу Вас помочь мне сформулировать тему и цель нашего занятия. Для формулировки темы обратимся к видеосюжету.
Студентам предлагается видеоматериал на военную тематику с элементами ожесточенного боя (1,5 мин).
Преподаватель задает вопрос: «Какие ассоциации у Вас возникают с войной?»
Совместная работа преподавателя со студентами определяется темой занятия, студенты записывают тему в тетрадь.
Тема: «Первая медицинская помощь при ранениях» (Приложение №6, слайд №2)
- Ответьте мне, пожалуйста на вопрос: «Только в военное время мы сталкиваемся с ранениями?». Но сначала обратимся к статистике:
ЕЖЕГОДНО В РОССИИ ГИБНЕТ:
- бытовой и производственный травматизм – 100 тыс.человек
- в ДТП – 30 тыс.человек
- тонет – 15 тыс.человек
Погибает каждый день в результате несчастных случаев 400 человек. Демонстрация слайда (Приложение №6,слайд №3).
- Можем мы теперь предположить, каковы же цели нашего урока?
Цели:
1. Формирование первичных навыков в определении типа ранения;
2. Умение оказать первую медицинскую помощь при ранениях.
- Итак, проблема состоит в том, что очевидцы происшествия – 70%, или не способны или не хотят спасти пострадавшего. Наша задача, достигнув цели урока, ответить на вопрос: «ОЧЕВИДЕЦ ПРОИСШЕСТВИЯ – СПАСИТЕЛЬ ПОСТРАДАВШЕГО?»
IV. ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Для того, чтобы научиться правильно оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, необходимо сначала знать их типы:
Лекция преподавателя (Приложение №1).
В ходе лекции идет активное общение преподавателя со студентами
Работа со слайдами №4-9 (Приложение №6).
- У вас есть ко мне вопросы?
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- Теперь, пожалуйста, давайте попытаемся систематизировать, что мы поняли. Вашему вниманию, будут предложены ситуационные задачи. Работать будем по вариантам (Приложение №2, Приложение №3).
Задача состоит из 2 частей, первая часть – теоретическая, в виде теста. В нем необходимо будет отметить (х) правильные ответы. Исправления не допускаются. Время выполнения теста 5 минут.
Вторая часть заданий практическая. Мы пока его не выполняем.
Каждый студент получает свое задание. Студенты решают ситуационную задачу, проверяют у себя сами, сверяясь с правильными ответами на экране, выставляют себе оценки. (Приложение №6, слайд №10). Преподаватель просит поднять руки, кто ответил на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Результаты записывает на доске.
VI. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Теперь мы попробуем после закрепления наших теоретических знаний, применить эти знания на практике. Перейдем к выполнению второй части нашей ситуационной задачи. Сначала первому варианту отводится роль «потерпевших», а второму варианту – роль «очевидцев» происшествия. После оказания первой медицинской помощи им нужно поменяться ролями.
|
|
За процессом будут наблюдать эксперты: по 2 человека на каждом варианте. Они будут проверять правильность оказания первой медицинской помощи и заполнять экспертные листы (Приложение №4). В экспертных листах указаны нормативы выполнения данных повязок по времени, а так же штрафные балы, за которые снижается оценка. В ходе выполнения задания эксперты выставляют оценки каждому «очевидцу» и «потерпевшему», после этого они выступают с комментариями по позициям, обозначенным в экспертном листе.
Студенты по группам выполняют практическую часть ситуационной задачи. Эксперты контролируют время выполнения норматива соответствующих повязок, они могут помогать, объяснять (Приложение №5).
Комментарии экспертов по вариантам, они отмечают лучшие работы.
- А сейчас представим себе нестандартную, экстремальную ситуацию.
Я предлагаю желающим выйти к доске и выполнить поставленные мною задачи.
На парте находятся, предварительно приготовленные преподавателем, противогазы, индивидуальные перевязочные пакеты, медицинские жгуты, бинты. Студентам, работающим во второй группе, глаза закрывают шарфом.
Задание первой группе: В зоне заражения ядовитым химически опасным веществом находится Ваш коллега – спасатель. У него ранение правого предплечья, кровь ярко-алая, бьет пульсирующей струей. Ваши действия?
(в этой ситуации «спасатель» должен надеть противогаз себе и «пораженному», затем наложить жгут на предплечье раненому, обработать рану, наложить соответствующую повязку)
Задание второй группе: Боевая обстановка. Ночь. Нет хорошей видимости. Внезапно Ваш товарищ падает, обхватив голову руками. Какие действия Вы предпримите в данной ситуации?
(студентам, с завязанными шарфом глазами, нужно наложить на голову повязку в виде «чепец»)
Задание третьей группе: На поле боя остался солдат с проникающим огнестрельным ранением груди. Медсестре удалось до него добраться. Какие действия она должна предпринять?
|
|
(ребята должны правильно воспользоваться индивидуальным перевязочным пакетом)
В ходе выполнения задания можно включить музыку с песнями военных лет.
Студенты выполняют поставленные задачи, комментируют свои действия.