Материалы для выполнения задания №13.
Таблица 1. «Танцы народов мира»
Название танца | Информация о танце, содержание |
Балади | египетский деревенский танец, название которого переводится как «родина», иногда его название звучит как «шааби» |
Берд (арм. Բերդ) | армянский национальный танец; обязательный элемент танца - построение крепости (по-армянски - "берд"), во время которого танцоры создают двухэтажную стену, взбираясь на плечи участникам танца. "Берд" - единственный народный танец, включающий в себя подобный элемент |
Гопак | укр., от гоп - восклицание во время исполнения танца (отсюда же глаголы гопати, гопкати – прыгать) |
Иннаби (азерб. İnnabı) | азербайджанский народный женский танец, исполняется молодыми женщинами и девушками на девичьих вечеринках, свадьбах и празднествах |
Капоэйра (порт. Capoeira) | бразильское национальное боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, акробатики, игры, и сопровождающееся национальной бразильской музыкой |
Кара жорга (каз. қара жорға, قارا جورعا) | казахский народный танец, в переводе означает «вороной иноходец»; название танец получил из-за того, что его исполнитель изображает ловкого, сноровистого и задиристого наездника-джигита, овладевшего искусством верховой езды и гарцующего на иноходце |
Краковяк (польск. krakowiak) | польский народный, затем бальный танец, произошел из польского города Кракова |
Менуэт | французский танец 16–17 вв., название происходит от французского слова menu (pas menu – «шажок», «маленький шаг») или от аменера (amener) – старофранцузского танца, разновидности бранля |
Пасодобль (исп. «paso doble») | испанский танец, в переводе с испанского означает «двойной шаг» |
Полька (чеш. polka) | название танца является чешским (а не польским) и означает «полшага», что связано с быстрым переходом с одной ноги на другую |
Саиди | танец родом из Египта, назван по имени народа Саиди, проживающего в Южной части страны вдоль Нила |
Самба (порт. «samba») | точная трактовка названия «самба» неизвестна. По одной из версий, оно произошло от термина "zambo"(«мулат» - рожденный от негра и бразильской женщины). Это зажигательный бразильский танец, символ национальной идентичности бразильцев, обрёл мировую известность благодаря бразильским карнавалам |
Сиртаки (греч. συρτάκι) | буквально переводится как «касание, прикосновение», популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для фильма «Грек Зорба» |
Сноа | древний скандинавский танец |
Танго (исп.tango) | аргентинский народный танец; слово «танго» имеет африканское происхождение, его возводят к языку нигерийского народа ибибио, где оно значило «танец под звук барабана» |
Тензэрэ (азерб. Tənzərə) | азербайджанский народный коллективный танец; название происходит от слов «тэн» (азерб. Tən) — половина и «зэр» (азерб. zər) — украшение и означает «половина украшения». Женщины, исполняющие этот танец, украшают себя различными золотыми украшениями, одевая кольца, браслеты и цепочки, чтобы продемонстрировать в движении собственные красоту и изящество |
Трахг | пляска с саблями, от арм. թուր— сабля + арм. խաղ— пляска, песня, игра); армянский национальный танец Относится к воинственным танцам, исполняется исключительно мужчинами (сольно, дуэтом либо коллективно) |
Узундара или Узундере (азерб. Uzundərə; арм. Ուզունդարա) | в переводе - «длинное ущелье»; народный женский сольный танец, часто исполняющийся на свадьбах, обрядовый танец невесты. Распространён по всему Закавказью |
Хабанера (исп. Habanera) | название танца образовано от названия города La Habana – Гавана; кубинский народный танец и песня |
Халай (азерб. Yalli, арм. Շուրջպար "Шурч пар" или арм. Խալե "Хале"; курдск. Gowend, тур. Halay, ассир.: Khigga ܚ ܸ ܓ ܵ ܐ, греч. Χαλάϊ) | популярный народный танец на Ближнем Востоке. Является национальным танцем в Азербайджане, Курдистане, Турции, Армении и Иране. На азербайджанских, турецких, туркменских, ассирийских, арабских, персидских, курдских, армянских, албанских и греческих свадьбах нередко танцуется на протяжении нескольких часов |
Хора (рум. horă) | народный танец-хоровод у болгар, македонцев, гагаузов, сербов, хорватов, молдаван, румын, греков, грузин, турок, армян и евреев. Исполняется обычно под аккомпанемент оркестра |
Шамадан или авалем | название переводится буквально как «канделябр», «танец с канделябром». Канделябр с горящими свечами танцовщица должна удержать на голове, танцуя плавно и торжественно, поскольку танец предназначен для разных церемоний |
Чардаш (венг. csárdás) | традиционный венгерский народный танец; название происходит от венг. csárda— постоялый двор, трактир |
Ча-ча-ча | музыкальный стиль и танец Кубы, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран. |
Яллы (азерб. Yallı) | азербайджанский народный танец, являющийся одним из самых распространённых коллективных хороводных сельских танцев |
Таблица 2. «Народные танцы разных стран»
№ | Общее название | Конкретные танцы |
1. | Ирландский стиль — | Джига, Рил, Хорнпайп под свирель. |
2. | Польский — | Мазурка, Полонез, Краковяк. |
3. | Турецкий. | Хала, Хора |
4. | Грузинский — | Картули, Лезгинка, Шалахо. |
5. | Еврейский — | Хава Нагила, Хора, еврейский балет. |
6. | Мексиканский — | Воладор, Цапатеадо, Харабе Тапатио — в мягких юбках с кастаньетами. |
7. | Кубинский — | Кассино, Дансон, Контраданс |
8. | Японский — | Слем дорама, Кагура, Пара Пара. |
Таблица 3. Самобытные танцы.
румынская сырба; | |
турецкий саломе или восточный танец; | |
гавайская хула; | |
французский менуэт; | |
кавказская лезгинка; | |
украинский гопак; | |
казахский коян би, ормек би и др.; | |
польская мазурка, полонез, гавот; | |
чешская полька; | |
кубинская ча-ча-ча, сальса, самба, румба (африканского происхождения); | |
испанское танго, пасодобль; | |
шотландские танцы — кейли, леди степ, хайленд, кейп-бретон степ; | |
кенийские танцы племени масаи; | |
европейский вальс; | |
бразильская самба; | |
итальянская тарантелла; | |
греческий сиртаки. |
Таблица 4. Виды народных танцев: колоритные танцы мира
Сиртаки |
Этот танец не имеет вековой истории, хотя и содержит некоторые элементы народных танцев Греции. В частности – сиртоса и пидихтоса. Начинается действо медленно, как сиртос, затем ускоряясь, становится живым и энергичным, как пидихтос. Участников может быть от нескольких человек до «бесконечности». Танцоры, взявшись за руки или положив руки на плечи соседей (справа и слева) плавно двигаются. В это время подключаются и прохожие, если танец спонтанно случился на улице. Постепенно расслабленные и «утомленные солнцем» греки, словно стряхнув с себя пелену южной неги, переходят к резким и быстрым движениям, включающим иногда рывки и прыжки, чего от них никак не ожидают. |
Ирландский танец |
Его смело можно отнести к видам народного танца, история которого началась в 11 веке. Шеренги участников, с опущенными руками, отбивают сильную характерную дробь ногами в жесткой обуви на каблуках. Размахивание руками считалось у католических священников распутным, поэтому в танце руки перестали использовать вовсе. Зато ноги, почти не касаясь, пола восполнили этот пробел с лихвой. |
Еврейский танец |
Семь сорок – песня, которая была написана по мотиву старой мелодии привокзальных уличных музыкантов в конце 19 века. Под нее танцуют вид народного танца фрейлехса. Задорный и стремительный танец воплотил в себе дух 20-30 годов 20 века. Репатрианты открыли в себе большую жизненную силу, которую и выразили в коллективном танце. Участники, выполняя определенные движения, держась за проймы жилетки, своеобразной походкой двигаются вперед – назад или по кругу. Ни одно торжество не обходится без этого зажигательного танца, выражающего радость еврейского народа. |
Цыганский танец |
Самые красивые танцы, а вернее юбки у цыганок. Предпосылками «цыганочки» являлись интерпретации танцев окружающего народа. Изначальная цель цыганского танца – заработок на улицах и площадях по принципу: кто платит (какой народ), так и танцуем (включаем местные элементы). |
Лезгинка |
Классическая лезгинка – парный танец, где темпераментный, сильный и ловкий юноша, олицетворяющий орла, добивается расположения плавной и изящной девушки. Особенно ярко это выражено, когда он встает на цыпочки, двигается вокруг нее, гордо подняв голову и раскинув «крылья» (руки), как будто собирается взлететь. Лезгинка, как и все виды народных танцев, имеет много вариантов. Так, например, она может исполняться и коллективно мужчинами и женщинами или только одними мужчинами. В последнем случае, этот заводной танец рассказывает о мужестве кавказцев, особенно при наличии такого атрибута, как кинжал. |