Технические проблемы, связанные с руководством

В работе с Балинт-группами психологов-студентов необходимо выявлять и аналитически прорабатывать три названных нами характеристики проявляющихся областей бессознательных проблем: 1) чрезмерных перегрузок студентов в работе с клиентами; 2) особых отношений участников к группе и 3) проблем, связанных с работой в медицинском учреждении.

Таким образом, Балинт-группы со студентами-психологами требуют особой техники ведения группы. Поэтому возникает необходимость модификации техники по сравнению с обычной работой в Балинт-группе: руководитель должен заметить и проработать проблемы участников, скрывающиеся за сообщениями о удивительно тяжёлых случаях. А ещё руководитель должен постоянно думать о возможности прямых переносов участников на руководителя, группы – на него и других участников. Если довольно долгое время участники совершенно не задумываясь в сообщениях о проблемах, возникающих в их первых случаях, представляют свои собственные проблемы, то при правильной технике руководителя участники научаются позднее видению того, что именно они сами делали в инициальной фазе Балинт-группы по причинам защиты. Это будет делаться тем легче, чем больше руководителю будет удаваться понимать и интерпретировать бессознательные желания участников. Тогда защита перестаёт быть необходимой, так как проблемы всё равно косвенно отражаются в отзеркаливающих феноменах.

Переход от первой ко второй стадии группового процесса в Балинт-группах со студентами-психологами полностью зависит от признания вполне обоснованных ограничений, накладываемых реальными отношениями. И тем быстрее будут замечаться и преодолеваться мешающие переносы участников на руководителя, группы – на руководителя и участников – друг на друга. Существующую при этом опасность того, что Балинт-группа выродится в группу самопознания, можно устранить тем, что руководитель постоянно рассматривает мешающие работе переносы, не упуская из виду главную задачу Балинт-группы – разбор конкретного случая. В результате группа никогда не будет выходить за присущие ей профессиональные рамки (Roth, 1984).

А вообще-то руководитель может прояснить особенности конкретных студентов-психологов в целом ряде предварительных разговоров до начала работы над представляемыми случаями. Можно заранее обращать внимание и учитывать особые качества студенческой популяции. Тогда, как правило, неизбежные осложнения в работе со студенческими Балинт-группами можно вовремя устранить. И совсем бы было неплохо, если бы все участники ещё до всякого начала Балинт-группы имели достаточно долгий опыт разрешения своих личных проблем, занимаясь в группах самопознания, или проходя личный психоанализ. Если таковое невозможно, тогда я советую в работе со студенческими группами до разбора случаев провести подготовку по типу «групповой психотерапии» – на мой взгляд, в Балинт-группах со студентами это нужно считать не ошибкой, а необходимостью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: