Общественные отношения являются частью коммуникационной деятельности туристского предприятия. Важнейшим компонентом коммуникационной деятельности туристской фирмы являются связи с общественностью, или «Паблик рилейшнз». Работа по связям с общественностью направлена на изучение складывающегося общественного мнения и формирование доброжелательного отношения к туристскому предприятию и его деятельности со стороны целевых аудиторий и широких масс населения.
Туристская пропаганда, или паблисити, представляет собой использование редакционного, а не платного времени и места во всех средствах распространения информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания реальными или потенциальными клиентами туристского предприятия.
Важной причиной быстрого и широкого распространения паблик рилейшнз в последние годы является то обстоятельство, что взаимное непонимание туристской фирмы и ее целевой аудитории дорого, в прямом смысле этого слова, обходится предприятию. Это обусловлено:
|
|
- расширяющейся свободой выбора для потребителя в условиях формирования рынка покупателя;
- развитием общественного движения в защиту прав потребителей;
- усилением роли государства в регулировании рыночных отношений в целом и сферы туристской деятельности в частности.
Паблик рилейшнз можно охарактеризовать с трех сторон:
- их целью является коммуникация;
- они используются для создания и поддержания благоприятной атмосферы для рекламы и поддержки продаж;
- они служат для создания и сохранения положительного имиджа маршрута, предприятия у того круга общественности (журналисты, издатели), который может влиять на мнение торговых посредников и потенциальных клиентов.
В качестве частных целей туристской пропаганды можно выделить следующие:
- установление взаимопонимания и доверительных отношений между туристским предприятием и общественностью;
- обеспечение фирме известности;
- создание и подтверждение имиджа предприятия;
- популяризация туристского продукта и туризма в целом;
- опровержение искаженной и (или) неблагоприятной информации;
- обеспечение поддержки со стороны различных целевых аудиторий.
Подготовка и проведение пропагандистских мероприятий состоит из четырех взаимосвязанных этапов.
1. Анализ, исследование и постановка целей.
2. Разработка программы и бюджета мероприятий.
. Осуществление программы.
. Анализ и оценка результатов.
Указанные этапы часто называют системой RACE: Research (исследование), Action (действие), Communication (общение), Evaluation (оценка).
Для достижения своих целей туристская пропаганда использует разнообразные средства и приемы. С точки зрения субъектов она может осуществляться по нескольким направлениям, важнейшими из которых являются:
|
|
- организация связей со средствами массовой информации;
- связи с целевыми аудиториями;
- отношения с органами государственной власти.
Установление прочных связей со средствами массовой информации (пресса, телевидение, радио) позволяет использовать их для распространения соответствующих сведений с целью привлечения внимания к деятельности туристского предприятия и его продуктам.
Основными приемами установления связей со средствами массовой информации являются:
- сообщения и информационные пакеты для прессы;
- рассылка в СМИ пресс-релизов (или пресс-бюллетеней);
- организация пресс-конференций и брифингов;
- информационные поездки журналистов;
- интервью;
- личные контакты.
Сообщение для прессы - это статья информационного характера, главная цель которой заключается в том, чтобы сделать известными новые данные о деятельности фирмы. Практически все СМИ готовы помещать чисто информационные материалы, даже если они по-разному к ним относятся из-за различий в редакционной политике или читательской аудитории. Пресса всегда приветствует любую статью или информационное сообщение, содержащее элемент новизны. Главное, чтобы материал был достоверным и своевременным.
Обходясь не слишком дорого, сообщения имеют различную степень эффективности. Однако в сфере туризма, по сравнению с другими областями, она довольно значительна. Событие, связанное с туризмом, способно заинтересовать широкий круг изданий. Информация о нем может найти свое место в таких рубриках, как “экономика”, “социальные проблемы”, “культура”, “спорт”, “окружающая среда”, “транспорт”, “образование” и т.д..
Если сообщение должно быть подкреплено иллюстрациями и дополнительными материалами, необходимо подготовить информационный пакет для прессы, содержащий сообщение и фотографии. В более широком смысле в него может входить все, что можно переслать по почте: видео- и аудиокассеты, книги, рекламные материалы.
Распространенным способом подачи сообщений средствам массовой информации являются пресс-релизы. Они обычно включают краткие сведения о фирме, наиболее представительных продуктах, перспективах развития фирмы. Пресс-релизы направляются обычной почтой, по каналам компьютерной связи, раздаются журналистам на выставках, презентациях, благотворительных акциях.
Важным приемом общения со средствами массовой информации являются пресс-конференции. Они проводятся обычно в тех случаях, когда ее тема содержит либо элементы новизны, необычности, либо актуальности. Пресс-конференции дают прекрасную возможность для распространения информации о фирме и предлагаемых ею туристских продуктах. Пресс-конференции осуществляются по заранее разработанному сценарию. Как правило, сценарий включает в себя следующее:
- презентация гостям нового турпродукта фирмы;
- ответы представителей фирмы на вопросы присутствующих с рассказом об истории создания турфирмы, ее деятельности и т.д.;
- общение собравшихся в обстановке коктейля или дружеского ужина.
Очень популярными во многих странах являются информационные поездки журналистов по выбранному маршруту за счет фирмы. Их цель - получить впоследствии одну или несколько статей, психологическое воздействие которых отличается от того, какое оказывает прямая реклама. Во многих случаях это впечатление целевых аудиторий бывает более выигрышным и более полным (эффект взгляда со стороны) при том, что себестоимость организованных поездок в целом меньше, чем затраты на рекламу.
|
|
Важное место в пропаганде отводится организации интервью руководителей и специалистов туристского предприятия, а также установлению доброжелательных, а по возможности и дружеских личных контактах с сотрудниками средств массовой информации (так называемого журналистского лобби).
Установление и поддержание связей с целевыми аудиториями служит укреплению взаимопонимания между ними и туристским предприятием. Для этого могут использоваться:
- общефирменная коммуникация;
- туристские мероприятия;
- мероприятия событийного характера;
- выставки и ярмарки, и другое.
Общефирменная коммуникация представляет собой деятельность, направленную на более глубокое понимание общественностью деятельности туристского предприятия. Это обеспечивается, прежде всего, путем участия в благотворительных акциях, общественной жизни города или территории, спонсорства в области культуры, спорта, здравоохранения и т.д..
Спонсорство и благотворительность - запланированное вложение денежных средств в некоммерческую деятельность, в результате которого ожидается улучшение имиджа фирмы и увеличение объемов продаж туристских услуг. Главным критерием выбора мероприятий и объектов для спонсорства и благотворительности является их общественная значимость и известность. Престижно поддерживать, например, культуру, спорт, здоровье граждан и т.д.
К элементам общефирменной коммуникации относится также пропаганда посредством распространения печатной продукции (печатной рекламы, официальных отчетов о деятельности фирмы) средствам массовой информации, деловым партнерам, учебным заведениям, постоянным клиентам и т.д..
Важное место в системе общефирменной коммуникации занимают также участие представителей фирмы в работе съездов, семинаров, конференций профессиональных и общественных организаций, публичные выступления, участие в общественной жизни города, региона, членство в различных ассоциациях.
Туристские мероприятия по своему характеру чрезвычайно многообразны. Они преследуют цели популяризации туризма в целом, страны, региона или туристского центра, создания имиджа фирме и предлагаемым ею маршрутам, программам, услугам. Примеры такой пропаганды - проведение дней туризма, дней фирмы, дней открытых дверей, пропагандистских компаний (например, “Туризм и экология”).
|
|
Мероприятия событийного характера могут быть связаны с:
- юбилеем фирмы или годовщиной начала ее деятельности;
- внедрением на рынок нового турпродукта;
- “юбилейным” клиентом (например, тысячный, десятитысячный и т.п.).
Особое место в коммуникационной деятельности занимают выставки и ярмарки. В разных источниках они либо входят в элемент коммуникационной стратегии “связи с общественностью”, либо выделяются в самостоятельное направление коммуникационной деятельности. Это происходит потому, что выставки и ярмарки представляют собой сложный единый комплекс приемов и средств таких основных элементов комплекса маркетинговых коммуникаций, как реклама (печатная, щиты, выставки и т.д.), пропаганда, личная продажа (работа стендов), стимулирование сбыта (раздача сувениров, предоставление скидок и т.д.).
В настоящее время термины “выставка” и “ярмарка” приобрели настолько близкое смысловое значение, что используются часто как слова-синонимы. Их схожие черты - адресованность организованному рынку, ограниченная продолжительность, периодическое проведение в конкретных местах и другие. Различия их в основном организационного характера.
Так, Международное бюро выставок, определяет выставку, как “показ, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей в одной или нескольких областях его деятельности или будущих его перспектив”.
Ярмарка, по определению Союза международных ярмарок, “представляет собой экономическую выставку образцов, которая, в соответствии с обычаями той страны, на территории которой она находится, представляет собой крупный рынок товаров, действующий в установленные сроки в течении ограниченного периода времени в одном и том же месте и на которой экспонентам разрешается представлять образцы своей продукции для заключения торговых сделок в национальном или международном масштабах”.
Процесс участия туристской фирмы в работе выставок можно условно разделить на ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов:
1. Принятие принципиального решения об участии в выставочных мероприятиях.
2. Определение целей участия фирмы в выставочных мероприятиях.
. Выбор конкретной выставки, в работе которой будет участвовать фирма.
. Подготовительно-организационный период.
. Работа в ходе функционирования выставки.
. Анализ итогов участия фирмы в работе выставки.
Отношения с органами государственной власти и управления направлены на получение возможности оказывать определенное влияние на принятие отдельных решений регулирующего характера, касающихся туристского бизнеса в целом и деятельности конкретного предприятия в частности. Данное направление пропаганды может быть реализовано посредством следующих приемов:
- выдвижение “своих” людей в органы государственной власти и управления;
- приглашение руководителей различного уровня к участию в торжествах, устраиваемых туристским предприятием;
- лоббизм, заключающийся в работе с законодателями, правительственными и иными чиновниками с целью добиться усиления или недопущения принятия какого-либо официального решения;
- консультирование, предусматривающее предоставление рекомендаций официальным органам по актуальным проблемам туризма и его общественной значимости.
Отличительные черты пропаганды - широкий охват целевой аудитории, многообразие применяемых форм, достоверность, ориентация на долговременную перспективу, возможность эффективного представления фирмы и ее услуг, невысокая стоимость - делают ее достаточно эффективным инструментом маркетинговых коммуникаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К большому сожалению, сейчас нашим туристам значительно проще заниматься экстремальными видами туризма заграницей, ходить по пройденным сотни раз тропам, нежели в нашей огромной стране. Виной тому, конечно же длительные расстояния, труднодоступность новых мест ограниченным количеством видов транспорта и наибольшее доверие организованному туризму. Но все мы знаем, что нашему государству принадлежат огромные просторы диких земель, и рекреационные ресурсы страны не ограничиваются лишь близлежащими районами областных центров. Великие территории нетронутых мест страны и даже нашего, отнюдь не маленького, Красноярского края богаты разнообразием неповторимых ландшафтов, образующих уникальные и привлекательные места для туристов, любителей экстремального, спортивного, экологического видов туризма.
Внутренний туризм в России имеет неширокое распространение, администрация не заинтересована в привлечении иностранцев в Восточную Сибирь, что является огромным упущением. В округе есть возможности для организации культурного, гостевого, водного, горного, охотничье - рыболовного, экстремального, и других видов туризма. А туризм - такой же двигатель экономики, научно-технического культурного прогресса. В связи с этим, необходимо внедрение программы развития туризма в регионе, задачами которой являются:
- объединение всех ресурсов для туристского освоения территории;
- развитие экстремального туризма в регионе;
- сохранение и развитие народных традиций и промыслов;
- формирование партнерских отношений между местными сообществами и жителями в создании условий для приема туристов;
- создание новых рабочих мест.
Таким образом, мой курсовой проект направлен на: развитие туристской инфраструктуры в Восточной Сибири, популяризацию экологического туризма, воспитание уважения и бережного отношения населения к природе, поток состоятельных туристов будет способствовать появлению новых дорог в данном регионе, появлению новых рабочих мест, совершенствует менеджмент гостеприимства в районе, воспитает дружелюбное отношение населения к гостям.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
рафтинг рыболовный туризм
1. Пирожник И. И., Международный туризм в мировом хозяйстве, Мн., 1996г.
. Александрова А. Ю., Международный туризм, М., 2001.
. Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И. В. Зорин, - М.: Советский спорт, 1999.
4. Родионов Д. А., Энциклопедия спорта: Эксмо-Пресс, 2002.
. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. -М.: «Ось-89»,1997.
. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.
7. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учеб. Пособие. - М.: РМАТ, 1998 - 284 с.
8. Сабунаев В.Б. Спортивная рыбная ловля: fishercity.narod.ru
9. www.x-team.ru
. divetop.ru
. www.leto.primpogoda.ru
. www.ru-tur.ru
. www.nastarte.ru
. www.turizm.kg
15. norilsk.net
16. www.mnr.gov.ru <http://www.mnr.gov.ru>
17. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов / Ф. Котлер, Д. Боуэн - М.: ЮНИТИ, 1998
Приложение