Г.
Практическая работа
Тема. Методика проведения уроков письма в начальной школе в основной период. Структура уроков письма.
Литература:
1. Сальникова Т.П. Методика обучения грамоте. - М., 1996.
2. Львов М. Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М., 2000г.Учебники и методические указания к ним (буквари, азбуки, прописи разных авторов).
3. В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2008. – 464 с.
ЗАДАНИЕ
1. Записать в тетрадь и запомнить.
1) ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге.
В формировании навыка выделяются три основных этапа. I этап – аналитический – вычленение и овладение отдельными элементами действия, уяснения содержания. II этап – условно назван синтетическим – соединением отдельных элементов в целостное действие. III этапе – автоматизация.
Следует отличать зрительный образ буквы от зрительно-двигательного. Зрительные элементы –рисунок, элементы, на которые она расчленяется в процессе ее зрительного восприятия: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением, линия с петлей.
|
|
Зрительно-двигательный образ буквы – это представление о движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе знания последовательности начертания ее двигательных элементов.
2) ЗАДАЧИ ОСНОВНОГО (БУКВАРНОГО) ЭТАПА.
Дети овладевают письмом параллельно с обучением чтению.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.
Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и коротких предложений из подобных слов.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу).
Знакомство с правилами гигиены письма.
|
|
МЕСТО УРОКА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Урок письма следует ежедневно за каждым уроком обучения чтению. После урока изучения новых звуков на уроке чтения на письме пишут строчную изученную букву. На следующий день – заглавную.
2. Изучить структуру урока письма в основной период.
Тема. Письмо строчной буквы ш.
Цель: учить писать строчную букву ш отдельно и в соединении с другими буквами; развивать умение анализировать структуру письменной буквы ш, сравнивать печатную и письменную буквы; развивать у учащихся орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность и наблюдательность.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: образцы написания букв «ш» (печатной и строчной), пропись.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
— Ребята, перед вами на столах лежат карточки с домиками. В них пять этажей. Это значит, что сегодня мы выполним пять очень важных заданий. Каждое выполненное задание вы самостоятельно будете оценивать по двум критериям: по правильности и красоте (аккуратности).
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
III. Сообщение темы и цели урока
— Дети, а начнем с первого этажа. Какое задание мы должны выполнить?
(Письмо букв и слогов)
— Для шипенья хороша
В алфавите буква… (ша).
– Как вы думаете, какую букву мы будем учиться писать?
— Молодцы! Теперь сформулируем цели урока. (научиться писать строчную букву ш, слоги и слова с этой буквой).
IV. Изучение нового материала
Знакомство с написание строчной буквы ш.
—Что вы про нее узнали на уроке чтения? Какой звук обозначает эта буква?
— Найдите в буквенной таблице, сколько раз встречается эта буква.
— Посмотрите на прописную букву ш.
(Показать образец написания.)
— Сколько элементов? Какие? Знакомы нам эти элементы? Давайте вспомним буквы с такими элементами. (и, а, н, у, ы, л, м)
(Дети по одному выходят к доске и прописывают изученные буквы)
Объяснение учителя
— Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и ведем вверх, снова вниз чуть не доходя до нижней линии рабочей строки закругляем вправо и останавливаемся чуть ниже середины рабочей строки.
— Пропишем элементы буквы ш в воздухе.
— Пропишем эту букву под счет (раз-и-два-и-три-и).
Работа в Прописи
Письмо буквы ш, слогов.
—Напишите строчную букву ш и слоги с ней (1 и 2 строки)
—Подчеркните самую красивую букву красным карандашом.
— Оцените свою работу в домике правильности и красоты.
(желтый – Я доволен своей работой, зелёный – Я старался, но не всё получилось, красный – Я недоволен своей работой)
Слого-звуковой анализ слов. Чтение и письмо предложений.
—Поднимаемся на второй этаж нашего домика. И здесь нас ждет работа со схемами слов.
(ДИСК)
— Давайте потренируемся в составлении схем.
(Составить схемы слов шишки, шапка)
Работа в Прописи
— Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.
— Выполните слого-звуковой анализ слова школа. (самостоятельно)
—Напишите это слово.
— Как называют ребенка, который ходит в школу? (школьник)
— Обведите слово школьник, закрасьте схему слова. (Самопроверка).
— В каком числе употреблено слово «школьник»?
— А во множественном числе это слово как будет звучать?
— Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.
— Запишите вместо точек слово «школьники».
— Оцените свою работу в домике правильности и красоты.
Списывание с печатного текста.
—На уроке Окружающего мира мы узнали, что деревья бывают лиственные и хвойные. —А какие хвойные деревья вы знаете?
|
|
— Какие плоды бывают на хвойных деревьях?
— Какие шишки растут на сосне? На ели?
— Образуйте и запишите словосочетания.
(Шишки сосновые и еловые).
— Оцените свою работу в домике правильности и красоты.
V. Физкультминутка.
«Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)