Символьные переменные и строки символов

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

  1. Первый этап – связан с изобретением письменности. Это обусловило качественный гигантский и количественный скачек в развитии общества. Знания стало возможно накапливать и передавать последующим поколениям, т.е. появились средства и методы накопления информации. В некоторых источниках считается, что содержание первой информационной революции составляет распространение и внедрение в деятельность и сознание человека языка.
  2. Второй этап – изобретение книгопечатания. Это дало в руки человечеству новый способ хранения информации, а также сделало более доступным культурные ценности.
  3. Третий этап– изобретение электричества. Появились телеграф, телефон и радио, позволяющие быстро передавать и накапливать информацию в любом объеме. Появились средства информационных коммуникаций.
  4. Четвертый этап – изобретение микропроцессорной технологии и персональных компьютеров. Толчком к этой революции послужило создание в середине 40-х годов ЭВМ. Эта последняя революция дала толчок человеческой цивилизации для перехода от индустриального к информационному обществу- обществу, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знанием. Началом этого послужило внедрение в различные сферы деятельности человека современных средств обработки и передачи информации – этот процесс называется информатизацией

2)

ФАЙЛЫ

Файл — именованная область данных на носителе информации. Работа с файлами реализуется средствами операционных систем

У каждого файла есть имя. Имя файла состоит из двух частей: собственно имени и расширения.
Имя файлу придумывает тот, кто его создаёт.

В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, в нём могут использоваться буквы латинского и русского алфавитов и некоторые другие символы. При этом использование русских букв и пробелов в именах файлов хотя и допустимо, но может создать серьёзные проблемы (при публикации в Интернете и переносе в другие операционные системы).

 

 

3)

ВИДЫ ФАЙЛОВ:

1. текстовые (тип text) файлы со строками неопределенной длины;

2. файлы с типом записей (двоичные или типизированные (file of));

3. файлы без типа для передачи данных блоками записей не типизированные (file).

4)


СОЗДАНИЕ И УДАЛЕНИЕ ФАЙЛОВ.

Процедура rewrite открывает файл в режиме записи, т.е. мы можем вводить данные в файл с помощью процедуры вывода из программы write. Если указанный файл отсутствует на диске, то он будет создан. Если файл существует и содержит данные, то все они будут удалены и заменены в дальнейшем новыми (перезаписаны).

Запись данных в файл – результат выполнения процедуры write (f, c), где f –

файловая переменная, а с – выводимый из программы, но вводимый в файл символ. В конце требуется закрыть файл и «освободить» переменную f. Это делается с помощью процедуры close. Удаление файла с диска осуществляется процедурой Erase или функцией DeleteFile. Пользоваться процедурой Erase имеет смысл только в том случае, если вы работали с данным файлом с помощью файловой переменной, а затем должны удалить этот файл. Процедура объявлена следующим образом: procedure Erase(var F);

 

5)

ТЕКСТОВЫЕ ФАЙЛЫ

Текстовые файлы состоят из символьных строк переменной длины. Каждая строка завершается специальной комбинацией, называемой «конец строки». Комбинация «конец строки» состоит из двух символов: «перевод каретки» (ASCII-код #13) и «перевод строки» (#10). Завершается текстовый файл символом «конец файла» (#26).

var файловая_переменная: Text;

 

6)

ЧТЕНИЕ ФАЙЛОВ

Чтение из текстового файла осуществляется операторами Read и ReadLn. Чтобы прочитать данные из файла, в качестве первого параметра указывают имя файловой переменной, а далее через запятую перечисляются переменные, в которые осуществляется чтение данных из файла. В текстовом файле данные хранятся в строковом виде.

Отличие операторов Read и ReadLn при чтении из текстовых файлов состоит в том, что оператор ReadLn, поместив значение в последнюю переменную списка ввода, переходит на начало следующей строки, не считывая оставшиеся в строке данные.

Read (f, список переменных); ReadLn (f, список переменных);

 

7)

ОДНОМЕРНЫЕ И ДВУМЕРНЫЕ МАССИВЫ

Массив — это пронумерованная последовательность величин одинакового типа, обозначаемая одним именем. Элементы массива располагаются в последовательных ячейках памяти, обозначаются именем массива и индексом. Каждое из значений, составляющих массив, называется его компонентой (или элементом массива).

Одномерные массивы Паскаль:

Одномерным массивом называется фиксированное число элементов одинакового типа.

Многомерные массивы Паскаль:

Многомерные массивы — массивы, каждым элементом которых являются массивы.

Пример 1:

Пример 2:

 

8)

ОБРАЩЕНИЕ К ЭЛЕМЕНТАМ МАССИВА

В языке Паскаль тип массива задается с использованием специального

слова array (англ. – массив), и его объявление в программе выглядит

следующим образом: Type < имя _ типа > = array [ I ] of T; где I – тип

индекса массива, T – тип его элементов. Индекс массива в Паскале не

обязательно задавать в явном виде. В качестве индекса массива

можно использовать переменную или выражение, соответствующее индексному типу. Иначе говоря, индексы можно вычислять.

Каждый элемент массива - отдельная величина (переменная). Чтобы "обратиться" к ней надо указать:

  • имя массива (общее имя всего набора величин);
  • индекс (номер) элемента.

9)

СИМВОЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ И СТРОКИ СИМВОЛОВ

Строки имеют тип string, состоят из набора последовательно расположенных символов char и используются для представления текста. Символьный тип обозначается char.

Строка в Паскале – упорядоченная последовательность символов. Количество символов в строке называется ее длиной. Длина строки в Паскале может лежать в диапазоне от 0 до 255. Каждый символ строковой величины занимает 1 байт памяти и имеет числовой код в соответствии с таблицей кодов ASCII.

 

10)

ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ ДЛЯ РАБОТЫ СО СТРОКАМИ.

Функция Concat (s1, s2,..., sn) возвращает строку, являющуюся слиянием строк s1, s2,..., sn.

Функция Copy (s, start, len) возвращает подстроку длиной len, начинающуюся с позиции start строки s.

Процедура Delete (s, start, len) удаляет из строки s, начиная с позиции start, подстроку длиной len.

Процедура Insert (subs, s, start) вставляет в строку s подстроку subs, начиная с позиции start.

Функция Length (s) возвращает фактическую длину строки s, результат имеет тип byte.

Функция Pos (subs, s) ищет вхождение подстроки subs в строку s и возвращает номер первого символа subs в s или нуль, если subs не содержится в s.

Преобразование типров:

Процедура Str (x, s) преобразует числовое значение x в строку s, при этом для x может быть задан формат, как в процедурах вывода write и writeln.

Процедура Val (s, x, errcode) преобразует строку s в значение числовой переменной x, при этом строка s должна содержать символьное представление числа. В случае успешного преобразования переменная errcode равна нулю.

11)

ТИПИЗИРОВАННЫЕ ФАЙЛЫ

Основным свойством этих файлов является то, что их структура данных представляет собой последовательность компонентов одного типа. Описывают подобный файл словосочетанием file of с последующим указанием типа компонентов файла, число которых (длина файла) не фиксируется:

var имя_файла: file of тип_компонентов

Поскольку известен тип элементов файла, а, следовательно, и объем памяти, отводимой под каждый из них, можно рассчитать позицию каждого из элементов внутри файла. Это позволяет организовать непосредственный доступ к любому элементу типизированного файла.

Чтобы можно было работать с типизированным файлом, необходимо, как и для текстовых файлов, сначала связать имя файловой переменной с внешним именем файла (оператор Assign)

Узнать количество элементов типизированного файла (размер файла) можно с помощью функции FileSize:

FileSize(имя_файла)

Текущим положением указателя можно управлять

Seek(имя_файла, номер_элемента)

 

 

12)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: