Методика определения ведущих мотивов учения

Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (для мальчиков или девочки – для девочек) разговаривают про школу, а ты внимательно послушай». Далее зачитывается рассказ и к каждому случаю выкладывается схематическая картинка.
«Собрались как-то дети вместе и стали говорить, почему они ходят в школу.

  1. первый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил.
  2. второй мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что мне нравится туда ходить, учить уроки. Даже если бы школы не было, я бы все-равно учился.
  3. третий мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, есть с кем играть.
  4. четвертый мальчик ответил: А я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я хожу в школу, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.
  5. пятый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А вырастешь, можешь стать кем хочешь.
  6. шестой же мальчик заметил: А я хожу в школу, потому что получаю там пятерки.

После того, как выложили все картинки, ребенку задается три вопроса:

  1. как, по-твоему, кто из мальчиков прав? А почему?
  2. c кем из ребят ты хотел бы играть? А почему?
  3. а с кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

Каждый рассказик соответствует определенному мотиву учения. Поэтому, предпочтения ребенка в выборе друга определяет его ведущие мотивы:
1 – отсутствие школьной мотивации как таковой;
2 – познавательный мотив;
3 – игровой мотив;
4 – узколичностный мотив;
5 – социальный мотив;
6 – мотив получения хороших оценок.








Определение сформированности школьного типа мотивации

Инструкция: Сейчас я буду рассказывать тебе истории о тебе самом. Но не о том, что было, а том, что могло бы произойти. А ты внимательно слушай, и будешь говорить мне, что бы ты сделал или сказал, если бы с тобой это произошло.

  1. представь, что мама сказала тебе вечером: «Ты у меня еще маленький, трудно тебе ходить в школу. Хочешь, я пойду и договорюсь с учительницей, чтобы тебе разрешили не ходить в школу еще месяц (полгода, год)». Что ты ответишь маме?
  2. представь, что мама так и сделала (или: не послушалась тебя и сделала по-своему), договорилась и тебе разрешили не ходить в школу. Встал ты утром, позавтракал, в школу идти не надо. Что бы ты стал делать, чем занимался бы, пока другие ребята в школе?
  3. представь, что есть две школы: школа А и школа Б. В школе А в первом классе расписание такое, что каждый день уроки письма, математики и чтения, а уроки рисования и физкультуры не чаще одного раза в неделю. А в школе Б все наоборот. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
  4. представь, что на улице ты встретил мальчика (для девочек – девочку), которому тоже 7 лет. Но он не ходил ни в подготовительный класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает, что нужно делать, чтобы лучше подготовиться к школе. Что бы ты ему ответил?
  5. представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить в школу каждый день, а к тебе будет приходить учительница домой и заниматься с тобой всем тем, что дети учат в школе. Ты бы согласился учиться в школе?
  6. в школе А нужно делать все так, как велит учительница: внимательно ее слушать, не разговаривать на уроке, поднимать руку, если надо выйти или что-то сказать. А в школе Б ничего не сделают, если ты встанешь во время урока, поговоришь с соседом или выйдешь.
  7. представь, что ты очень хорошо, старательно работал на уроке, и учительница сказала тебе: «Сегодня ты учился очень хорошо, я даже хочу наградить тебя. Выбирай, что ты хочешь: шоколадку, игрушку или поставить в журнал пятерку?». Что бы ты выбрал?
  8. представь, что ваша учительница уехала на месяц в командировку. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем вам поставить на это время другую учительницу, а можем попросить, чтобы ваши мамы побыли учителями, и каждый день одна из мам вела бы у вас уроки». Как бы ты захотел?

Каждый ответ ребенка оценивается как школьный или дошкольный. Варианты школьных ответов даны ниже. Соответственно, дошкольными являются противоположные по смыслу ответы.
Общее отношение к школе и учению:

  1. положительное отношение к школе и учению, отказ от предлагаемой отсрочки.
  2. наличие школьной, учебной ориентации в ситуации необязательного посещения школы (ответы типа «Буду читать», «Буду писать буквы» и т.п.).
  3. ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
  4. отказ от школы, лишенной учебного содержания. Предпочтение уроков грамоты и счета дошкольным видам деятельности.
  5. содержательное представление о подготовке к школе.
  6. ориентация на новые, собственно школьные формы организации деятельности:
  7. предпочтение классных занятий индивидуальным формам обучения.
  8. предпочтение школы, где соблюдение дисциплины обязательно.
  9. предпочтение отметки как формы награды другим видам поощрения.
  10. признание авторитета учителя перед родительским.

Изучение эмоционального отношения к школе

Для проведения методики понадобится 22 карточки с прилагательными – антонимами и 2 коробочки с наклеенными картинками. На одной картинке изображены дети в школьной форме и с портфелями, а на другой – дети в игрушечном автомобиле и с игрушками.
Прилагательные-антонимы могут быть следующими: хороший – плохой, чистый – грязный, активный – пассивный, добрый – злой, быстрый – медленный, веселый – грустный, сильный – слабый, большой – маленький, легкий – тяжелый, горячий – холодный, решительный – робкий.
Перед ребенком ставятся две коробочки и поясняется: «Вот это школьники, они идут в школу. А это дошкольники, они играют. Сейчас я тебе буду называть тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят – школьникам или дошкольникам, и в ту коробку положи».
После окончания подсчитывается количество положительных прилагательных (тех, которые в представленных выше парах занимают первое место) в каждой коробке. Чем больше положительных прилагательных в школьной коробке, тем сильнее положительное эмоциональное отношение к школе.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: