Посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Классный час в 6 классе,

«Они дожили до победного конца».

 

Цель классного часа:

Познакомить с юными патриотами.

 

Задачи:

1. Формирование уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

2. Воспитание любви к Родине, гордости за победу русского народа в Великой Отечественной войне.

3. Развитие внимания, памяти, усидчивости, культуры поведения, творческих способностей.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация

Ход классного часа:

 

Ведущий 1:

(Слайд 1) Тем, кто сквозь годы войны
Пронес великое знамя победы!
Тем, кто, рискуя жизнью своей,
Отстоял мир и счастье на Земле!
Тем, кого навсегда унесла война,

Посвящается…

 

Ведущий 2:

Здравствуйте, ребята! (Слайд 2) Каждый год перед 9 мая мы с вами говорим о Великой Отечественной войне. Давайте вспомним, что мы знаем об этом событии? (Ответы учащихся).

А сейчас мы с вами посмотрим небольшой фрагмент из фильма о войне.

Просмотр фрагмента фильма.

Какие эмоции у вас возникли при просмотре этого отрывка? (Ответы учащихся)

 

Ведущий 1:

(Слайд 3) Семь с половиной десятилетий минуло с тех пор. Наша страна изменилась. Она стала богаче, краше, величественнее. Многие ветераны уже ушли из жизни, но память об их подвигах до сих пор жива. (Слайд 4) Это и музеи, посвящённые ВОВ, и памятники, и книги. (Слайд 5) Сегодня наша встреча будет посвящена детям – героям войны.

 

Ведущий 2:

(Слайд 6) До войны эти девчонки и мальчишки были такими же, как все. Они ходили в школу, помогали родителям, писали записки на уроках и влюблялись. В один момент их жизнь изменилась вместе с жизнью всей страны.

 

Учащийся 1:

Июнь. Клонился к вечеру закат,

И тёплой ночью разливалось море.

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров домой шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

 

Ведущий 1:

(Слайд 7) 22 июня 1941 года не объявляя войны, фашисты вероломно напали на нашу мирную страну, нарушив её покой. Многие сёла были сожжены, города окружены и взяты в блокаду. (Звучит фонограмма 1-го куплета и припева песни «Священная война»).

Кадры хроники

Ведущий 2:

(Слайд 8) «Великая Отечественная война…так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о ней – мужские. Это и понятно: воевали в основном-то мужчины – но в этом и отражение неполного нашего знания о войне. (Слайд 9) Ведь огромная тяжесть легла на плечи матерей, жён, сестёр, которые были санинструкторами на полях сражений, заменяли мужчин у станков, на заводах и колхозных полях. От женщины-матери идёт начало жизни, и как-то несопоставимо это с войной, которая убивает жизнь». (Слайд 10) Так пишет белорусская писательница Светлана Алексиевич в книге «У войны не женское лицо».

 

Ведущий 1:

А закончить эту мысль, лёгшую в заглавие книги, хочется так: «и тем более не детское».

Но эта война была особенной… (Слайд 11) Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика поднялись на защиту Родины. Вчерашние дети работали на заводах по 18 часов и спали возле станков, они уходили в партизанские отряды и приносили не меньше пользы, чем взрослые. Их маленькие сердечки были наполнены отвагой, мужеством и ненавистью к врагу. Их жизни были полны таких испытаний, вынести которые смог бы не всякий взрослый.

 

Учащийся 2:

Горнили: «К бою!» трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые,

На левый фланг в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать,

Но всё равно в боях они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага,

Сыны полков своей страны.

В.Суслов

Ведущий 2:

Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, (Слайд 12) а четверо из них – Марат Казей, Валя Котик, Лёня Голиков и Зина Портнова – были удостоены звания Героя Советского Союза.

Видеоролик

Учащийся 3:

(Слайд 13) Марат Казей родился 10 октября 1929 года в селе Станьково, под Минском. Отец, Иван Казей, был убежденным коммунистом, его ценили и уважали на работе. Мать, Анна Казей, была членом избирательной комиссии в Верховном Совете СССР и участвовала в общественной деятельности. В 1935 году по доносу Иван Казей был арестован за вредительство и сослан на Дальний Восток, где впоследствии и пропал. После ареста мужа Анну уволили с работы, отчислили с заочного отделения Московского педагогического института, лишили жилья. Женщина сразу же активно занялась подпольной деятельностью, за что была повешена гестаповцами в 1942 году. Смерть матери вызвала ненависть и гнев в сердцах Марата и его 16-летней сестры Ариадны. (Слайд 14) Подростки ушли в партизанский отряд и начали вести яростную борьбу с врагом наравне с взрослыми.

Юркого и ловкого мальчишку не раз посылали в разведку, и он приносил ценные сведения о вражеских гарнизонах. Весной 1943 года его отряд попал в окружение. Марат смог прорваться через оцепление и привести помощь. В этом окружении Ариадна отморозила обе ноги, которые впоследствии были ампутированы. После операции в полевых условиях её вывезли самолетом в тыл, а Марат еще не раз добывал важную информацию для своего отряда.

В мае 1944 года 14-летний Марат выполнял очередное задание и был окружен фашистами. Он мужественно отстреливался, пока не кончились патроны. Последней гранатой, которая у него оставалась, он взорвал себя и приблизившихся к нему немцев.

(Слайд 15) Звание Героя Советского Союза было присвоено мальчику уже посмертно, в 1965 году. Помимо этого он был награжден медалями "За отвагу", "За боевые заслуги" и орденом Ленина. (Слайд 16) В Минске установлен памятник пионеру-герою.

 

Учащийся 4:

(Слайд 17) Валентин Котик происходил из простой крестьянской семьи, из Хмельницкой области Украины. Когда в 1941 году немцы оккупировали украинскую землю, он был 11-летним школьником.

(Слайд 18) Юный пионер стразу принял горячее участие в помощи советскому фронту. Вместе с одноклассниками Валя собирал боеприпасы: гранаты, винтовки, пистолеты, оставшееся на полях сражений и переправлял все это оружие партизанам.

В 1942 году он был принят в число разведчиков подпольной советской организации, в следующем году мальчик стал полноправным членом партизанского отряда. Самый известный свой подвиг Валя совершил осенью 1943 года: он обнаружил секретную радиолинию немцев, которую те тщательно скрывали (позже партизаны уничтожили эту линию, оставив фашистов без связи). Мальчик участвовал во многих операциях партизан: был хорошим подрывником, связистом и бойцом. Валентин Котик прошел долгие и трудные два с половиной года войны, скончался от смертельных ран, полученных в бою, в феврале 1944 года.

После войны имя Валентина Котика стало нарицательным. (Слайд 19) Мальчик был награжден орденами и партизанскими медалями. А в 1958 году ему присвоили звание Героя. (Слайд 20) Именем Вали Котика называли пионерские отряды, улицы, парки и скверы. Ему были воздвигнуты памятники по всему Советскому Союзу. Подвиг Валентина был прославлен в художественной киноленте о войне «Орленок», в котором главный герой — мужественный юный пионер подрывал себя гранатой, чтобы не попасть в плен к фашистам.

Учащийся 5:

(Слайд 21) Лёня Голиков родился теплым днем 17 июня 1926 года в Псковской области. Закончил семь классов и пошел работать на фанерный завод вместе с родителями. Война нарушила планы мирных жителей. В 1941 году Леониду исполнилось 15 лет.

Район, в котором проживала семья Голиковых, был оккупирован немцами вплоть до начала весны 1942 года. (Слайд 22) Именно в это время по решению Ленинградского штаба начал формирование партизанский отряд, который стал вторым домом для юного героя. Мальчишку в четвертый Ленинградский партизанский отряд приняли не сразу, по причине юного возраста.

(Слайд 23) Послужной список Леонида действительно впечатляет:

· он лично участвовал в 27 зарегистрированных боевых операциях;

· благодаря этому юнцу были уничтожены несколько десятков фашистов, около 10 боевых машин с боеприпасами, так же двадцать мостов, спасших жизнь сотням советских солдат, были взорваны руками юного героя;

· сопровождал обозы в блокадный Ленинград.

Одна из самых ярких побед с участием Лёни была 13 августа 1942 года, на малом шоссе «Луга – Псков» была атакована машина генерал-майора Рихарда фон Виртц. Пока наши солдаты давали отпор сопротивлению немецкой группы, мальчик с другими партизанами сумел завладеть очень важной документацией, изменивший ход важного боя.

(Слайд 24) Уже в июле 1942 года Леня получил свою первую награду – это была почетная «медаль за отвагу», и это было только начало. Все сослуживцы, от мало до велико, в один голос отмечали мужество и отвагу бойца, приложившего немало усилий для победы над нацизмом. Был награжден в ноябре 1942 года орденом Красного Знамени. Это одна из самых ценных наград фронтовиков Великой Отечественной войны.

Герой СССР Леонид Голиков в возрасте 15 лет пал в бою в декабре 1942 года.

(Слайд 25) В г.Йошкар-Оле назван переулок в честь Лени Голикова. Там же установлен памятник герою. Школа Йошкар-Олы № 13 носит имя Леонида Голикова. (Слайд 26) Есть и в других городах улицы, названные именем Л.Голикова (Псков, Калининград, Нижний Новгород и др).

(Слайд 27) Также указом Президиума от 2 апреля 1944 года посмертно был награжден званием Героя Советского Союза.

 

Учащийся 6:

(Слайд 28) Зинаида Портнова родилась в Ленинграде в 1926 году. Окончив семилетку, летом 1941 года девочка вместе с сестренкой приехала в гости к бабушке в деревню Зуи около поселка Оболь Витебской области, где вплоть до ареста участвовала вместе с другими подпольщиками в борьбе с фашистами.

(Слайд 29) Когда немцы захватили Белоруссию, девочке шел 14-тый год. Немцами был введен комендантский час, нарушение которого каралось смертью. Зине не удалось покинуть поселок, она осталась в Оболи и решила оказывать посильную помощь взрослым борцам с гитлеровскими захватчиками: переписывала листовки и ночами обклеивала ими центральные здания населенного пункта.

(Слайд 30) Позднее она вступила в ряды подпольной организации «Юные мстители». Подпольщики помогали партизанам, собирая информацию о дислокации немецких сил, организовывали диверсии.

Работая в столовой при немецкой комендатуре, Зина подсыпала отраву в кастрюлю с супом, который предназначался оккупантам. В результате этой акции сотня фашистов серьезно пострадала. Чтобы отвести от себя подозрения девочке пришлось попробовать отравленный суп. Зину выходили в партизанском отряде, где она продолжила борьбу с фашистскими оккупантами.

В составе разведывательной группы Зина добывала сведения для отряда, а также участвовала в боевых операциях.

В результате доносов, затесавшегося в ряды «Мстителей» местного жителя Гречухина, летом 1943 года подпольная организация была разгромлена. Многие ее члены были арестованы и замучены. По поручению партизанского отряда Зина Портнова появилась в родных местах, чтобы восстановить связь с уцелевшими ребятами из подполья. После задания Зина нарвалась на патруль. Ее задержали. В комендатуре Зину опознали как активную участницу «Мстителей». Пошли допросы, во время одного девчушка схватив, лежащий без присмотра пистолет, ранила немецкого следователя и попыталась сбежать. Зина не успела добраться до леса, ее настигла автоматная очередь, прострелив ноги.

Пионер-герой Портнова Зинаида, несмотря на пытки, проявила невероятную силу духа, не выдав никого из товарищей. Девочка прошла через страдания, которые не выдержал бы взрослый. В начале января 1944 года солнечная Ромашка была расстреляна.

(Слайд 31) Через 13 лет после окончания войны Зинаида Портнова была посмертно награждена Золотой звездой Героя. Ее именем названа улица в родном городе.

Ведущий 1:

(Слайд 32) Каждый приближал победу как мог. Кто-то, ровняясь на старших, делал всё, чтобы прогнать захватчиков с нашей земли, другие же встали вместо отца к станку. Но легко ли было тем, кто не воевал и не трудился на производстве? (Слайд 33) Вы можете спросить, что же героического в том, чтобы в 5-10 лет пережить голод, холод и страх смерти? И могли ли вообще что-то понять слабые и несмышленые дети из того, что происходило вокруг них? Что для них Родина? И та страшная битва, от исхода которой зависела жизнь и смерть?

Учащийся 7:

(Слайд 34) На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как мел.

- Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит.

Он тоже знает: хлеба нет!

 

Ведущий 2:

(Слайд 35) Ещё они помнят про то, как убегали на фронт и тосковали о школе…Или как умирали от голода и пуль врага их близкие люди.

Учащийся 8:

Девчонка руки протянула

И головой и на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки – после похорон.

Ю.Воронов

 

Ведущий 1:

(Слайд 36) Останется ли ребёнок, прошедший через ужасы войны, обычным ребёнком? Кто отнял у него детство, кто возвратит ему его? Что помнит он из пережитого и может рассказать? Но он должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, горят дома!

 

Ведущий 2:

После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. (Слайд 37) Прежде чем рассказать об 11-летей ленинградской школьнице Тане Савичевой, вспомним о судьбе города, в котором она жила. (Слайд 38) С сентября 1941 по январь 1944-го года, 900 дней и ночей, Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего по 250 г хлеба, а служащим и детям – по 125 г. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало всё население…и даже дети!

Ведущий 1:

(Слайд 39) Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще не совершила никакого геройства, её подвиг в ином. Она написала блокадную историю своей семьи…

Большая, дружная семья Савичевых спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных – одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…

Учащийся 9:

(Слайд 40) Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Пионерка Ленинграда

Потрясает твой дневник.

Таня, Савичева Таня,

Ты в сердцах у нас жива,

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

«Женя умерла 28 декабря в 12.00. ч. утра 1941 г.»

«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 г.»

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.»

«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г.»

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.»

«Мама умерла 13 мая в 07.30. ч. утра 1942 г.»

«Савичевы умерли».

«Умерли все».

«Осталась одна Таня».

Видеоролик Дневник Тани

Учащийся 10:

(Слайд 42) Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом страшным и веским,

Плакали люди, строчки читая,

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это всё повториться!»

И.Малышев

Ведущий 1:

(Слайд 43) Свыше 26 миллионов человек потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте…Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более 38 лет поминальной молитвы.

Учащийся 11:

(Слайд 44) Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанём на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим (Минута молчания)

 

Ведущий 2:

1418 долгих дней и ночей шла война. Казалось, нет ей конца и края. (Слайд 45) Но победа пришла! (Звучит фонограмма первого куплета и припева песни «День Победы»)

День 9 мая знает весь мир. Как долго наши деды шли к этому дню!

Проходят годы, но не могут ветераны забыть о войне. И в этом есть великая правда. Потому что о войне надо говорить не только по праздникам.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: