Виды и содержание кейсов

СОДЕРЖАНИЕ

Современные образовательные технологии…………………….………………3

      8 класс

1. Разделение смесей веществ………………………………………………..6

2. Физические и химические явления……………………………..………..12

3. Атомы. Знаки химических элементов……………………...……………15

4. Типы химических реакций…………………………………….…………19

5. Получение кислорода…………………………………………….……….30

6. Вода…………………………………………………………………...……33

      9 класс

7. Скорость химических реакций………………………………….………..39

8.  Кальций……………………………………………………………...……45

9. Алюминий……………………………………………………...………….50

Класс

10. Коррозия металлов………………………………………………..………55

11. Изомеры. Гомологи………………………………………………….……60

12. Структурная теория органических соединений. Основные классы органических соединений……………………………………………………….65

      11 класс

13.  Сложные эфиры……………………………………………….………….72

14. Жиры……………………………………………………………………….76

15. Углеводы. Глюкоза……………………………………………..…………82

16. Амины. Анилин………………………………………………..………….86

17. Химия в строительстве………………………………………...…………92

      Элективный учебный предмет

18.  «Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)»  (задание 11 КИМ ЕГЭ) ………95

+++

+1. Соединения кальция и их использование в строительстве (9 класс)..…104

+2. Зеленая химия (11 класс)…………………………………………..………108

+3. Счастье на свалке (11 класс)…………………………………………..…..113

«Как зритель, не видевший первого акта,

в догадках теряются дети.

И все же они ухитряются как-то

понять, что творится на свете»

С.Маршак

Современные образовательные технологии

Образование - это индустрия, направленная в будущее (С.П.Капица).

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой ФГОС нового поколения, построенного на компетентностном подходе. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов, в том числе и дисциплин естественнонаучного цикла. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанных с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

Исследовательские методы дают возможность обучающимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Кейс-метод  (case) как педагогическая технология

Кейс (с англ. — случай, ситуация) — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Он может быть назван технологией анализа конкретных ситуаций, «частного случая». Суть технологии состоит в том, что в основе его используются описания конкретных ситуаций или случая (от английского «case» - случай). Представленный для анализа случай должен желательно отражать реальную жизненную ситуацию. Во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем. В - третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. В процессе работы над кейсом требуется часто дополнительная информационная подпитка самих участников работы над анализом ситуации. В конечном итоге обучающиеся находят собственные выводы, решения из проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений.

Данная педагогическая технология в корне интерактивна, так как изначально вводит обучаемых в процесс субъект - субъектных отношений, дает возможность обучающимся проявить активность, инициативу, самостоятельность в согласовании с мнениями со - товарищей, так и право каждого на собственное мнение. Однако, самое важное то, что данный подход направлен за пределы учебного пространства, выходит в сферу профессиональных решений проблем в данной области знаний, формирует интерес и профильную мотивацию. Здесь, как и в истинных инновационных технологиях, учебные знания и учебный процесс в целом не самоцель, а инструмент для включения ученика в компетентностное обучение.

Технология кейс - метода в образовании была разработана в 1920-х г. в обучении менеджменту в Гарвардской бизнес - школе. В мировой образо-вательной практике кейс широко распространился в 1970-1980-х годах.

Основными понятиями, используемыми в кейс - технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, которое содержит в себе противоречие(я), необходимость оценки(ок) или способов выхода на новый уровень. При проведении учебного занятия на основе кейса, можно применять дополнительные варианты работы обучающихся.

Виды и содержание кейсов

 1. Практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай. Это исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных, даже вещественный артефакт или комплекс приведенных источников-компонентов кейса. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить. Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в постобразовательное, профессионально – деятельностное пространство реальной жизни.

2. Обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение. Однако, степень реальности более сводится к типичным учебным ситуациям, в которых отрабатывается автоматизм навыков и способов поиска решений. В данных процессах важна отработка навыков синтеза, объединения частных случаев в типичные, закономерные с выделением общих признаковых элементов, причин и факторов, возможных последствий.

3. Научно-исследовательские кейсы ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность. Например, на основе изучения всей доступной информации и работ ряда авторов, реконструкция события, ситуации в комплексе, разработка тематического проекта локального, регионального типа и пр.

В процессе подбора имеющихся или разработки кейса самим учителем, важно полностью переработать имеющийся текст. Во - первых, выбрать оптимальный объем кейс - текста. Для обучающихся 5-7 классов – не более 1 - 2 страниц. Для обучающихся старших классов вполне доступна работа с кейсами до 3-7 страниц текста, содержащими от 2 до 5 смысловых проблемных фрагментов. В состав кейса может быть включен небольшой вводный или дополняющий комментарий учителя.

Непременным требованием для работы с кейсом становятся вопросы или задания по тексту кейса. В качестве задания можно приложить самостоятельный сбор дополнительной информации самим учеником, задание по разработке компьютерной презентации или проекта.

Таким образом, кейс - технологии развивают умение:

· анализировать и устанавливать проблему;

· четко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию;

· общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию;

· принимать решения с учетом конкретных условий и наличия фактической информации.

Кейс - технологии помогают:

· понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения;

· выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента;

· cформировать устойчивые навыки рационального поведения и проектирования деятельности в жизненных ситуациях.

Класс

1. «Разделение смесей веществ» 8 класс

Кейс

В процессе жизнедеятельности современного человека образуется огромное количество бытовых отходов. Городской мусор содержит много ценных веществ: алюминий (фольга от чая, конфет), олово (консервные банки) и даже золото (негодные радиодетали, черепки тарелок с золотой каемкой). Однако переработкой мусора с целью выделения полезных материалов и веществ в городском хозяйстве почти не занимаются. Это связано с тем, что мусор – совершенно уникальная по количеству компонентов смесь. Выделение из нее веществ в чистом виде – дело очень трудоемкое и дорогое.

Пока не найдены эффективные и простые способы переработки мусора. Это дело будущего, однако вы уже сейчас можете предложить методы разделения некоторых компонентов отходов.

Задания

1. Вам выдана смесь поваренной соли, песка, железного порошка, деревянных опилок, моделирующая мусор, а также компоненты этой смеси в чистом виде. Попытайтесь найти простые и эффективные методы разделения этой смеси. Определите массовую долю каждого компонента в смеси.

2. Как вы думаете, будут ли другими методы разделения веществ, если вместо деревянных опилок в смеси присутствует медная стружка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: