Мы уже подчеркивали, что научный аспект анализа проблемы «женского вопроса» явился сквозной темой, которая объединяла многие социологические работы в области социологии пола на протяжении
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 27
всего рассматриваемого временного периода. В первые годы перестройки научно-исследовательский аспект проблемы «женского вопроса» вновь привлек внимание социологов.
В конце 80-х годов XX века в связи с начавшейся в нашей стране перестройкой в официальной политике и научных работах пересматривается концепция вечной женской проблемы: дом—работа, переоцениваются достижения советского периода в решении «женского вопроса», предлагаются новые ориентиры для женщин в плане их жизнеустройства. В связи с переходом к новой экономической политике возникла проблема переизбытка рабочей силы, один из путей решения этой проблемы виделся в выведении определенного числа женщин из сферы производительного труда. На уровне официальной государственной политики были провозглашены новые жизненные ориентиры для женщин, им предлагалось вернуться к их подлинно женскому предназначению, т. е. посвятить себя семье, материнству. В сложный переходный период страны для решения гендерных проблем была предложена концепция «постсоциалистического патриархатного ренессанса». Призыв М.С. Горбачева «Вернуть женщин к их истинному предназначению» был охарактеризован как оправдание официальной линии решения бесчисленных экономических, социальных, политических проблем за счет женщин. Когда государство провозглашает «большой выбор занятий для женщин в доме», это неизбежно означает меньший выбор сфер занятости на производстве [Посадская А.И., 1996. С. 13).
|
|
Раньше, до перестройки, женщин, чья оплачиваемая работа была совершенно необходима на рынке труда, призывали быть одинаково производительными и на работе и дома, убеждали быть примерными работниками и в то же самое время самоотреченными женами и матерями. Теперь, в период перестройки, женщинам стали предлагать выбор: быть либо работником, либо женой и матерью. «За всем этим лежало предположение, что пока некоторые женщины могут "выбирать", заниматься ли им карьерой, большинство должно ухватиться с благодарностью за возможность вести менее напряженную жизнь и проводить больше времени дома, по крайней мере, пока их дети еще не подросли» [Бриджер С, 1996. С. 119].
Новые идеи о судьбе российских женщин, озвученные на уровне государственной политики, нашли отражение и в научных разработках. В рамках социологических проблем пола и семьи концептуально ставился вопрос о необходимости предоставления женщине выбора между профессиональной деятельностью и посвящением себя семейным обязанностям. Это был уже откат от марксистской идеи экономической независимости женщин и устоявшегося в советском обществе мнения, что неработающая женщина, даже если она мать, является «тунеядкой», потому что она «сидит» дома [Гурко Т.А., 1998]. Семейное законодательство 90-х годов сделало материнские льготы родительскими.
|
|
28 Психология гендерных отношений: теория и практика
Актуализированная в общественном сознании проблема новых путей решения «женского вопроса» способствовала проведению эмпирических исследований, посвященных изучению представлений о социальных ролях женщин в изменившемся российском обществе. Обратимся к результатам исследования, проведенного Л.Ю. Бондаренко в Сибири в 1995 году1.
Так, по данным опроса, 75% мужчин и половина женщин на вопрос о женской миссии в обществе согласились с «естественным женским предназначением». Кроме того, опрос показал, что относительно работающей женщины существуют негативные установки: половина мужчин-респондентов и 37% женщин считали, что занятость женщин негативно влияет на детей, 40% мужчин и столько же женщин полагали, что существует прямая зависимость между работой женщин и ростом преступности в обществе, половина опрошенных мужчин и четверть женщин осуждали женщину, которая работает ради собственной карьеры [Бондаренко Л.Ю., 1996].
Обобщая результаты исследования, Л.Ю. Бондаренко отмечает, что относительно социальной роли женщины существуют два подхода: пат-риархатный (подчиненное положение женщины, сфера деятельности ее ограничена домом и семьей, жесткое иерархическое разделение мужских и женских ролей) и эгалитарный (равные права и возможности жизненного выбора для женщин и мужчин). Последний подход также означает, что семья, дети не должны ассоциироваться только с женщиной, а карьера - только с мужчиной. Результаты проведенного опроса свидетельствуют о широком распространении патриархатных взглядов относительно роли женщины в обществе [Бондаренко Л.Ю., 1996].
Этот эмпирический факт может быть объяснен тем, что экономический кризис и крушение прежней системы способствовали возрождению старых патриархатных взглядов, росту ностальгии по традиционным женским ролям, в том числе и среди самих женщин, уставших от «эмансипации» прежних периодов и от двойной нагрузки. Кроме того, по мнению Л.Ю. Бондаренко, усиление в нашем обществе идеологии «естественного женского предназначения» можно объяснить следующими причинами:
— поиском возможных средств для решения проблемы безработицы и стабильности в обществе;
— реакцией на крушение прежней системы, когда частная сфера стала рассматриваться в качестве идеальной альтернативы тоталитаризму;
1 Исследование проводилось методом стандартизированного интервью, участниками которого стали 1008 человек от 16 до 65 лет. Выборка строилась по квотному принципу, классифицирующему население по основным социально-демографическим показателям: пол. возраст, род деятельности.
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 29
— ростом национализма, способствующему возрождению традиционных патриархальных ценностей;
— слабостью женского движения в России, его непопулярностью по сравнению с Америкой. У людей существует негативный стереотип относительно женщины-феминистки, чей образ представляется в виде некрасивой, несчастливой женщины, борющейся против мужчин, поэтому феминизма опасаются не только мужчины, но и сами женщины, боясь прослыть «неженственными» [Бондаренко Л.Ю., 1997].
|
|
Предложения возродить традиционную семью, сделать ее базовой моделью семейных отношений вообще, вольно или невольно исходят из убеждения, что «настоящий мужчина» — хозяин — тоже возродится. Если, конечно, мы сможем создать условия, которые обеспечат «естественное» разделение ролей в семье и помогут женщине исполнить ее «естественное» предназначение — быть матерью и хозяйкой в доме.
Именно на представлениях о «естественном» (по сути традиционном) разделении ролей основывается семейная политика государства, когда оно стремится поддержать семью с двумя родителями, состоящими в юридическом браке, семью с главенством мужчины. Это выражается в предпочтении, которое оказывается мужчине на рынке труда и в продвижении по службе, в манипулировании оплатой труда в зависимости от пола работника, в сокращении числа государственных ясель и детских садов и повышении размера оплаты за них и др.
В результате на мужчину возлагается полная материальная ответственность за семью, которая требует вместе с Тем и психологической готовности взять на себя эту ответственность, и высокой степени социальной компетентности — необходимой, чтобы удержаться в роли единственного кормильца. Возникает вопрос: какова реально доля мужчин, которые готовы нести бремя традиционной семьи? Вероятнее всего, она не превысит доли удачливых бизнесменов [Здравомыслова О.М., 1992].
Новая экономическая политика страны существенно повлияла на изменение повседневной жизни всех слоев населения. Спектр женских проблем, концентрированных в идее «женского вопроса», существенно расширился. К старым проблемам (трудности сочетания работы и материнства, работа на вредных и опасных для здоровья производствах, ограниченные возможности на выдвижение на руководящую работу. разница в оплате труда мужчин и женщин и др.) добавились новые проблемы: снижение трудовой занятости женщин, дискриминация по признаку пола при найме на работу; разные системы подготовки кадров для мужчин и женщин, женская миграция и сексуальная эксплуатация (работа женщины в качестве фотомодели, девушки для сопровождения).
|
|
Теперь исследования специалистов-социологов были посвящены не только вопросу выбора женщинами семейных или профессиональных ролей, но и изучению широкого спектра проблем в сфере женской
30 Психология гендерных отношений: теория и практика
занятости [Исупова О.Г., 2002; Ржаницына Л.С., Хоткина З.А., Груз-дева Е.Б., 1992; Рековская И.Ф., 1993, и др.], анализу условий и факторов женской миграции [Тюрюканова Е.В., Малышева М.М., 2001; Ходырева Н.В., Цветкова М.Г., 2000, и др.], сложных процессов в сфере семейных отношений [Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю., 1998; Семья на пороге третьего тысячелетия, 1995].
Исследования показали, что сложности жизни в новых условиях, с которыми столкнулись женщины в годы перестройки, снизили степень актуальности вопроса выбора между семейными и профессиональными ролями, который был проблематизирован в рамках «женского вопроса» в первые годы перестроечных процессов. «Реальность сегодняшней жизни такова, что большинство россиянок не имеют выбора; работать или быть только домохозяйкой... Перед россиянками стоят проблемы выживания, и очень немногие из них могут выбирать: работать или нет» [Бондаренко Л.Ю., 1997. С.188].
В качестве позитивных последствий рыночных реформ для профессиональной деятельности женщин выступают новые возможности для проявления себя в тех областях профессиональной деятельности, которые ранее были недоступны: предпринимательство, бизнес, работа в неправительственных женских организациях. Эти новые сферы деятельности женщин также нашли отражение в социологических исследованиях [Гвоздева Е.С., Герчиков В.И., 2000; Смирнов А.И., 2000; Чепу-ренко А.Ю, Обыденнова Т.Б., 2000; Чирикова А.Е., 1998].
Итак, можно отметить, что в 90-е годы в работах по социологии пола переосмысливается советский опыт «решения женского вопроса», акцентируется внимание на новых вариантах интерпретации социополового неравенства, предлагаются научно-обоснованные рекомендации в области социальной политики. Н.К. Захарова, А.И. Посадская и Н.М. Рима-шевская формулируют принцип эгалитарности (или равенства возможностей) в противовес патриархатной концепции, распространившейся, по мнению авторов, в эпоху гласности среди представителей социальных наук [Женщины в обществе: Реалии, проблемы, прогнозы, 1991].
От социологии пола — к гендерный исследованиям в социологии
Период 90-х годов характеризовался не только переменами в госу-дарственной политике по отношению к социальным ролям женщин, но и новыми идеями в общественном сознании. Перестройка способствовала «озвучиванию» тех тем и проблем, которые ранее были запретными. Ученые активно стали знакомиться с работами западных коллег, в научное и общественное сознание стали проникать идеи феминизма. Появилась принципиально новая научная парадигма в исследовании пола и межполовых отношений — гендерная теория или гендерный подход [Воронина О.А., 2000; Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 2000].
Теоретические предпосылки возникновения психологии... 31
Гендерный подход в анализе межполовых отношений предполагает акцентирование не только женских проблем, но и проблем мужчин в целях освобождения мужчин и женщин от патриархатной культуры и устаревших стереотипов. Гендерные стереотипы, связанные с закреплением профессиональных ролей исключительно за мужчинами, а семейных — за женщинами, не отражают и не учитывают реалии современной жизни, которая намного сложнее и многообразнее этих весьма упрощенных моделей поведения мужчин и женщин. Следование этим стереотипам ограничивает возможности их личностного развития. Женщины не реализуют себя в профессиональной сфере, мужчины испытывают стрессовые состояния из-за повышенной ответственности за материальное обеспечение семьи и не реализуют себя в полной мере во внутрисемейной жизни.
Ученые-исследователи, знакомые с западными феминистскими идеями и работами социологов, разделяющих феминистские взгляды, стали проводить исследования в рамках гендерного подхода. «Современная гендерная теория не пытается оспорить различия между женщинами и мужчинами, полагая, что не так важен сам факт различий, как их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение властной системы на основе этих различий. Таким образом, основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения» [Воронина О.А., 2000. С. 14].
Результаты проведенных исследований показали наличие выраженных различий между мужчинами и женщинами, проявляющихся в статусных позициях в обществе и в сфере выполнения семейных ролей и распределения обязанностей. Значимым для гендерного анализа является вопрос о том, как интерпретировались эти различия, какими теоретическими схемами и моделями пользовались ученые-социологи, объясняющие социополовые различия.
Большинство объяснительных моделей, развиваемых в рамках традиционной социологии пола, базировались на постулате, утверждающем, что дифференциация социальных ролей женщин и мужчин является следствием и естественным продолжением принципиальных различий их биологической конституции.
Гендерные исследования в социологии — это относительно новое Для отечественной социологии научное направление. Работы, посвященные этой области научного знания, все чаще появляются на страницах социологических изданий [Здравомыслова Е.А., Темкина А.А., 2000; Гурко Т.А., 1998; Силласте Г.Г., 2000].
В данном подразделе не ставилась цель проанализировать большинство социологических исследований, посвященных проблемам социальных ролей и статусов мужчин и женщин. Автор видел свою задачу в
32 Психология гендерных отношений: теория и практика
том, чтобы показать ключевые направления исследований социополовых проблем и представить варианты интерпретаций социального неравенства по признаку пола, которые важны для исследования именно психологических аспектов гендерных отношений.