Простить - это значит полностью очистить свою душу от чувства обиды, ненависти, гнева.
Кроме того, прощение часто проявляется в добровольном отказе от права на какую бы то ни было компенсацию причиненного морального или материального ущерба. В противном случае прощение уже не является собственно прощением, а является некой формой обмена, своеобразной сделкой купли-продажи, возмещением, возмездием, местью.
В отдельных случаях возмещение ущерба - распространенная и всесторонне правомерная традиция. Например, когда речь идет о материальной сфере (в условиях реальной возможности виновника возместить ущерб). Особенно тогда, когда необходимо достичь некий воспитательный результат.
В определенном смысле искреннее раскаяние виновника также можно воспринимать, как форму возмещения морального ущерба.
Но требование обязательного пролития крови - то ли для прощения чего бы то ни было, то ли для компенсации - порочно по своей сути и чревато совершением греха. В духовном отношении абсурдно для искупления одного греха совершать (или требовать совершения) иного греха.
|
|
Воля божья не в том, чтобы уравновешивать один грех - иным грехом. А в том, чтобы искуплять греходеяние - благодеяниями.
За чувством или за требованием необходимости кровопролития кроется дьявольский дух и ничего иного.
(См. ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА, РИТУАЛ)
КРОТОСТЬ.
Безоговорочная кротость граничит с безумием.
В стремлении к кротости необходимо четко понимать перед чем следует смиряться, а чему следует смело противостоять. Кротость перед дьяволом есть грехопадение. Кротость перед богом - вполне естественна, и является признаком элементарной разумности человека.
Очевидно, что кротость и смирение требуются более для общения в семье и в среде верующих. Смирение необходимо в принятии воли божьей. В миру же большую значимость имеет любовь, рассудительность и добродеяния.
КУЛЬТОВО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ – см. ВЕРОУЧЕНИЕ.
ЛИЧНОСТЬ.
Личность - абстрактно-условное понятие человеческого мышления, пока что не имеющее четких смысловых границ и устойчивых смыслообразующих свойств.
ЛОГИКА.
Логика - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности.
Логика - наука о формах и законах правильного мышления.
Логика служит одним из инструментов почти для всех наук, и также для сферы духовного познания.
ЛЮБОВЬ.
Любовь - это одно из наиболее значимых и явных свойств сущности истинного бога.
Любовь - это особое проявление божьей сущности в человеке.
Духовным первоисточником любви в человеке есть бог и только бог.
|
|
И потому: как вечен бог, так и любовь - была, есть и будет вечно.
Любовь в человеке - это сложносоставной результат высшей духовной деятельности, проявляющийся в сочетанной чувственной, мыслительной и волевой активности.
Для любви характерно превалирование чувственных составляющих над мыслительными и волевыми. Это превалирование столь существенно, что любовь чаще всего называют просто чувством.
Любовь, как эмоционально-нравственная составляющая взаимоотношений, всегда способствует объединению и умиротворению.
Истинно дружественные отношения всегда основуются на чувстве любви и твердой взаимной приверженности божьим заповедям.
Соединяясь с рассудительностью, любовь формирует в человеках способность прощать, исцелять душевные огорчения и обиды.
Любовь к богу и ближнему в человеке служит самой надежной защитой от грехопадения.
Любовь укрепляет человеков духовно в противостоянии собственной боязливости, горделивости и завистливости.
Человеческая жизнь без любви - бессмысленна и невозможна.
Чувство любви обычно проявляться:
а) в способности испытывать в своей душе чувство любви к ближнему;
б) в добрых словах, поступках или действиях в отношении к ближнему;
в) в способности различать любовное или нелюбовное отношение к себе;
г) в способности идентифицировать любовные отношения между ближними;
д) в способности со-чувствовать любовь, усматриваемую в отношении между ближними;
е) в осознанном отказе от враждебного отношения к злому человеку.
Ситуационная недостаточность в любви может компенсироваться терпением.
Любовь проявляется в добровольной жертвенности и бескорыстии, в преданности и симпатии, в милосердии и сострадании.
Вера в бога без деятельных проявлений любви к ближнему пустословна и лицемерна.
Людей, в которых чувство любви полностью отсутствует - не существует.
Любовь присуща и верующим, и неверующим.
Лишь в отношении отдельных категорий психически больных и в отношении людей, всецело одержимых дьяволом, можно утверждать, что им чувство любви не свойственно.
Степень выраженности (сила), степень совершенства (мудрость) и деятельная направленность чувства любви в каждом человеке индивидуальны.
Неизбежным условием достижения праведности является совершенствование в любви.
Человеческая любовь, как правило, не самодостаточна и несовершенна, а потому чувство любви необходимо всегда контролировать разумом путем сопоставления с божьими истинами, чтобы по неразумности наше чувство любви не извратилось и не стало причиной грехопадения.
В продолжении земной жизни человеки весьма ограничены многими факторами в проявлении своего чувства любви (особенно в его деятельных формах):
- относительно непродолжительным периодом земной жизни человека;
- свойствами здоровья и физических сил человека;
- общими свойствами души человека (силой воли, мудростью...);
- уровнем профессиональных знаний и навыков;
- финансовыми возможностями;
- территориальной разобщенностью людей и т. д.
Учитывая объективную нашу ограниченность в проявлении любви, человекам должно всякую драгоценную частицу этого дара божьего расточать ответственно, бережно и рассудительно. Непозволительно и греховно излишне сорить любвеобилием в отношении неодушевленных существ и предметов: заниматься бесконечным обласкиванием и обслуживанием кошечек и собачек, попугайчиков и других домашних питомцев, полированием автомобильных капотов, чрезмерно увлекаться выращиванием всяческих кактусов и фикусов.
Прежде всего, любовь следует проявлять в отношении к богу и ближним.
К себе человеки также должны относиться с любовью, но в пределах разумной достаточности.
|
|
На бытовом уровне во внецерковном общении любовью чаще всего называют некоторые сложные чувственно-рациональные комплексы, основной структурной компонентой которых является не любовь, а половое влечение. В подобных комплексах не редко бывает, что и рациональные составляющие могут превалировать над чувственными.
В славянских языках слово любовь может употребляться и в иных значениях, детальное изучение которые в рамках вероучения не представляется важным.