1) Коммерческие – бизнес, торговля. В этом контексте исслед были направлены на оценку действия рекламных компаний (оценить вкусы покупателя и так далее), маркетинговые исслед
2) Политические – изучение используется в соц выбор, в практике предвыборных компаний, кот обеспечивают ход и исход выборов. Связаны с заинтересованностью с идеологической обработанностью общества (насколько успешно промываются мозги).
3) Социальные или либеральные интересы в проведении опросов - направлены на то, чтобы добиться лучшего понимания между разными секторами общества, на то, чтобы достичь согласия. С помощью опросов можно добиться осуществления функции прямой демократии.
4) Академический интерес учёных. Выявить скрытые неявные закономерности.
Индустрия массовых опросов.
1830 – 1890 гг. – нерегулярные попытки изучения ОМ.
конец 19 в. – 1933 гг. – возникновение внутри рекламных агентств и подобных организаций исследовательской группы.
В конце 20 века в США насчитывалось более 20 институтов по изучению общественного мнения. Почти во всех странах проводят опрос общественного мнения по просьбам СМИ и т.д.
|
|
В США Дж. Гэллап создаёт институт общественного мнения. В организации своей работы Гэллап исходил из того, что результаты опроса содержат новости, кот будут интересы широкой публике; газеты будут платить также охотно, как и за другие новости.
В Англии был создан институт Гэллапа, позже в Австралии.
Служба Л. Харриса 1963 г в Нью-Йорке. Исслед велись в масштабе страны, которые представляли все слои амер общества. Общие затраты на исслед заметно сокращаются. Служба Харриса была связана с Чикагской газетой.
Роуперовский центр, фирмы Даниэля
Национальный центр общественного мнения в 1941 году в США.
1988 все союзный центр изучения общественного мнения.
1960 г. – возник институт ОМ газеты «Комсомольская правда».
ВЦИОМ – создан в 1988 г. под эпидой советских профсоюзов.
- Объект и субъект общественного мнения.
Циркон. ОМ приобрело подлинное соц. звучание в перестроечные годы. Социологов интересовало не только отдельное мнение людей по какой-либо сфере, а является ли ОМ демократическим соц. институтом. Институционализация ОМ. В конце 80-90 годов были связаны с освобождением от тоталитарных идей.
Объект ОМ: Социальная жизнь, те факты и явления объективной действительности, общественного бытия (экономика, материальные условия жизни, экологические проблемы) + субъективной действительности, общественное сознание (нравственность, полит идеи, религиозные ценности и др.).
Объект ОМ намного уже тех вопросов, по которым высказываются отдельные люди.
|
|
Познавательные возможности ОМ ограничены. Существует "порог доступности"- социолог не должен предлагать вопросы, кот. находятся за этим порогом.
Принцип целесообразности. Нужно ли спрашивать респондентов обо всем? Социолог в рамках массового опроса не должен предлагать то, что находится за рамками доступности.
Когда целесообразно обращаться к ОМ?
1) Когда исследуется мир мнений (оценки, эмоции, иллюзии, заблуждения);
2) Когда это предпочтительнее (удобнее, точнее, экономичнее), чем другие способы познания;
3) Когда субъективный метод дополняет объективный.
Субъект ОМ:
1) Индивид? Не является субъектом, так как общественное мнение выражение массового сознания. Индивид - выразитель ОМ
2) Общество? Часто мнение общество бывает расколотым, по этой причине общество тоже нельзя считать субъектом Ом.
3) Большинство/меньшинство? О каком большинстве идёт речь? Абсолютном: 51%-49%; меньшинство почти равно по численности большинству.
Субъектом общественного мнения явл соц. гр.
ОМ - это сознание (мнение), присуще органической совокупности лиц. Это мнение, разделяемое этой совокупностью как целым.
Субъект ОМ - это социальные, экономические, культурные, территориальные, демографические группы.
Количественные качественные характеристики взаимосвязаны.
В массовом опросе субъектом становится выборочная совокупность, она должна быть репрезентативной.
Субъект - это народное большинство. Оно обладает внутренней структурой, учёт которой важен в прикладных исследованиях. Элементы этой структуры - классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. Специфика восприятия происходящего, разница в интересах и социальном опыте отдельных выразителей общественного мнения обуславливают разнообразие реально функционирующих мнений, столкновение интересов, их борьбу и изменение в сторону согласования или поляризации разных точек зрения.
Объект общественного мнения то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения, различают мнения о фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие общественное бытие.
- Школа П.Бурдье об общественном мнении как артефакте.
Доклад Пьера Бурдье «Общественное мнение не существует» 1973. По мнению автора, общественное мнение не существует в том значении, которое принято теми, кто осуществляет опросы и теми, кто использует их результаты, в общем, «кто заинтересован в утверждении его существования».
Бурдье ставит под сомнение и оспаривает три постулата:
1) Все люди могут иметь собственное мнение (наивный демократизм);
2) Все мнения значимы и имеют одну и ту же реальную силу;
3) Есть консенсус относительно проблематики опроса, вопросов, которые должны быть заданы.
Общественное мнение – это артефакт. От латинского arte-искусственно + factus –сделанный.
Ранее – «Бог с нами». Сейчас – «ОМ с нами».
Утверждается мысль о единодушном ОМ. Это артефакт.
Шампань: «мнение для анкеты о мнении».
За ОМ стоит более или менее разнородная совокупность субъектов, которые в борьбе друг с другом стремятся навязать свое ОМ.
Приемы фабрикации/конструирования ОМ:
1) игнорирование позиции «нет ответа»/отказ от ответа – так достигается эффект консенсуса;
2) процент не дающих ответа выше среди женщин, что объясняется содержанием вопросов;
3) чем более вопросы связаны с проблемами знания, тем больше расхождение в доле не ответивших между более и менее образованными;
4) когда вопросы касаются этических проблем («Нужно ли быть строгим с детьми?») процент не ответивших слабо коррелирует с уровнем образования респондентов;
|
|
5) чем сильнее вопрос затрагивает конфликтные интересы, тем выше будет доля не ответивших.
Процент не ответивших несет ценную информацию:
ü о значении вопроса;
ü о рассматриваемой категории респондентов.
Проблема природы ответа, т.е. принципа его производства:
ü политический принцип;
ü этический.
Способы предопределения ответа:
1) политическая компетенция – способность прочесть политический вопрос, как политический;
2) классовый этос – система латентных ценностей, усвоенных людьми о детстве, в соответствии с которыми они дают ответы на разные вопросы.